- “Кабаре Вольтер”
- (“Cabaret Voltaire”)цюрихская штаб-квартира антивоенной колонии европейских художников, писателей и других деятелей искусства, большинство из которых эмигрировали в Швейцарию в годы I мировой войны, скрываясь от всеобщей мобилизации. Идея создания кабаре нового типа родилась у Х.Балля*, бывшего руководителя мюнхенского кабаре “Симплициссимус”, где публику развлекали балаганные артисты, фокусники, глотатели шпаг и пожиратели огня. “К.В.” стало убежищем и подиумом не только для пацифистски настроенных писателей и художников из Германии и Австро-Венгрии, здесь встречались основатели экспрессионизма, футуризма и кубизма; в программах значились доклады Г.Аполлинера, Х.Арпа, Х.Балля, Э.Хеннингс, Я. ван Ходдиса*, Р.Хюльзенбека, М.Янко, В.Кандинского*, Т.Маринетти, А.Модильяни, М.Оппенхеймера, П.Пикассо, Т.Тцары, ван Рееса, М.Слодкого. “Идеалы образования и искусства в качестве программы варьете - это наш своеобразный "Кандид", направленный против времени” (Х.Балль).“К.В.” стало местом рождения дадаизма, который и “возник из дружбы, любви и ненависти, направленных на одно и то же” (Р.Хюльзенбек). Слово “дада” было впервые зафиксировано в антологии “К.В.” (1916). В документальной повести “Бегство из времени” (1927), а также в письмах Х.Балль засвидетельствовал многие эпизоды из жизни кабаре. “Странным стечением обстоятельств” Х.Балль и Х.Арп называют тот факт, что напротив здания, где находилось кабаре, жил в эмиграции Ленин. “Когда мы на Вокзальной улице открывали свою галерею, русские отъезжали в Петербург, чтобы поставить на ноги революцию. Не есть ли наш дадаизм - антипод большевизма? Не противопоставляет ли он деструктивности и совершенной расчетливости абсолютно донкихотскую, противную всякой цели, непостижимую сторону мира?” (Х.Балль).Весной 1917 деятельность кабаре по старому адресу завершается. Его традиции продолжила “Галерея Дада”, открывшаяся выставкой “Штурма”*. На праздничном открытии были представлены экспрессионистские и абстрактные танцы (С.Тойбер, К.Вальтер), стихи Х.Балля, Э.Хеннингс, Х.Арпа, проза Миноны, музыкальные композиции Г.Хойссера, маски Х.Арпа. В выставочных залах галереи состоялись шесть вечеров: на фоне картин экспрессионистов, кубистов, дадаистов свои произведения читали Ф.Хардекопф*, А.Эренштейн*, Г.Аполлинер, В.Кандинский; Э.Хеннингс читала Я. ван Ходдиса, Х.Вальден* посвятил выступление погибшим А.Макке*, Ф.Марку* и А.Штрамму*; для второго вечера была поставлена пьеса О.Кокошки* “Сфинкс и соломенное чучело” (“Sphinx und Strohmann”) с Х.Баллем, Э.Хеннингс, Ф.Глаузером и В.Хартманом в ролях, инсценировка и маски М.Янко. После вечеров нередко проводились дискуссии. “Жизнь в галерее была весьма интересной, часто гротескной, иногда веселой” (Х.Балль). Х.Балль, однако, уже в 1917 посчитал дадаизм исчерпавшим себя, и по этой причине, а также в результате разногласий с Т.Тцарой и наметившегося “неплодотворного расхождения между нами, эстетиками (Арп, Балль, Хюльзенбек, Хеннингс и Тцара) и сгруппировавшимися вокруг Рубинера* моралистами (Эренштейн, Франк*, Штрассер*, Шикеле* и т.д.)” покидает Цюрих. В Берне он продолжил антивоенную деятельность в “Свободной газете”. Т.Тцара и Х.Арп предприняли дальнейшие попытки сделать из цюрихского дадаизма интернациональное “движение более высокого стиля”, заручившись поддержкой европейских писателей, прежде всего, парижских. В героях романов О.Флакке “Нет и да” (“Nein und Ja”, 1920) и Л.Франка “Слева где сердце” (“Links wo das Herz ist”, 1952) нетрудно узнать завсегдатаев “К.В.” и “Галереи Дада”.Лит.: Ball H. Die Flucht aus der Zeit. München; Leipzig, 1927; Ball-Hennings E. Ruf und Echo. Mein Leben mit Hugo Ball. Einsiedeln; Zürich; Köln, 1953; Ball H. Briefe 1911-1927. Einsiedeln; Zürich; Köln, 1957; Huelsenbeck R. Mit Witz, Licht und Grütze. Auf den Spuren des Dadaismus. Wiesbaden, 1957; “Dada in Zürich”// BollingerH., Magnaguagno G., Meyer R. Zürich, 1985; “Dichter lesen”. Bd. 3: Vom Expressionismus in die Weimarer Republik/ Hg. R.Tghart// Marbacher Schriften 38-39. Marbach-Neckar, 1995.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.