Кампендонк, Генрих


Кампендонк, Генрих
(Campendonk, Heinrich)
(03.11.1889, Крефельд - 09.05.1957, Амстердам, Голландия)
   немецкий живописец и график. Учился в Школе прикладного искусства в Крефельде у Я.Торн-Приккера (1905-1909), с 1910 работал в постоянном контакте с В.Кандинским*, Ф.Марком* и А.Макке*, будучи самым молодым в их окружении. В 1912-1914 принимал участие в крупнейших выставках немецких экспрессионистов в Мюнхене (галерея Х.Танхаузера), Берлине (галерея “Штурм”*) и Бонне (выставка “Рейнские экспрессионисты”). В 1920-е преподавал в Эссене и Дюссельдорфе.
   К. как художник имел разностороннюю профессиональную практику (живописец и график, сценограф, витражист, дизайнер, мастер прикладного искусства и т.д.). Дружба с А.Макке и Ф.Марком с 1910 обусловила его пристальный интерес к кубизму П.Пикассо и к “орфизму” Р.Делоне, ас 1912 - к итальянскому футуризму (“Цирк”, “Circus”, 1913). Имея в виду эти импульсы, некоторые исследователи склонны считать К. эклектиком и вообще фигурой второго плана в “Дер блауэ райтер”* (В.Хют). С этим трудно согласиться, ибо стиль его живописи вызывает самостоятельный интерес в двух очень важных аспектах.
   Имея за плечами ранний опыт работы художником-декоратором в конце 1900-х, К. был наиболее подготовлен как профессионал к пониманию новой концепции живописи, заявленной в трактате В.Кандинского “О духовном в искусстве” (1911), в частности - новой теории цвета и самоценности линий и красочных пятен в картине. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что в полотнах К. обычно ощутим куда более сильный “витражный” эффект, нежели в живописи на стекле, которой увлекались в 1909-1913 Г.Мюнтер*, Ф.Марк, А.Макке и сам В.Кандинский. К. не имитировал технику витражной живописи, но подтверждал знание ее законов, в частности - наличие потенциальной светоносной силы в витраже (“Лес, девушка и коза”, “Wald, Mädchen und Ziege”, около 1914).
   Другое возражение относится к содержанию полотен К. В его сугубо личном и несколько инфантильном отношении к животным отсутствуют пессимизм и мизантропия, свойственные, например, Ф.Марку. В картинах-идиллиях К. обычно ощутим библейский или пантеистский философский контекст и идея братства Человека и “малых сих” (“Желто-белая корова на фоне домов”, “Gelbweiße Kuh vor Häusern”, гуашь, около 1913; “Шестой день творения”, “Der sechste Tag”, 1914). В этих картинах может звучать тревожное настроение, но все в том же библейском контексте “грехопадения” Человека (“Лесные звери и охотник”, “Tiere des Waldes und Jäger”, акварель, 1915). Некоторые картины К. все же отмечены мистическим настроением и напоминают о трактовках М.Шагала*, начинавшего в Париже примерно в те же годы.
   В 1922 К. возвратился в Крефельд и работал там как сценограф в местном театре. С 1926 - преподавал в Академии художеств в Дюссельдорфе, не оставляя профессиональной практики (фрески и витражи в крипте Мюнстера в Бонне и в церкви Марии-Грюн в Гамбурге-Бланкензее). После увольнения с поста профессора Академии художеств (1933) он был вынужден эмигрировать в Голландию (1935) и до конца жизни работал в Амстердаме. На Всемирной выставке в Париже (1937) был удостоен Gran Prix за картины, написанные на стекле.
   Произв.: “Горный ландшафт”, “Bergige Landschaft”, 1911; “Прыгающая лошадь”, “Springendes Pferd”, ок. 1911; “Баварский пейзаж”, “Bayrische Landschaft”, 1913; “Пенцберг”, “Penzberg”, 1918; “Для Пауля Мультхаупта”, “Für Paul Multhaupt”, 1922, живопись на стекле; ксилографии: “Обнаженная с кошкой”, “Halbnackt mit Katze”, 1912; “Сотворение животных”, “Schöpfungsgeschichte”, 1916; “Сотворение животных”, “Erschaffung der Tiere”, 1916; “Сидящий Арлекин”, “Sitzender Harlekin”, 1922.
   Лит.: Biermann G. Heinrich Campendonk. Leipzig, 1921; Engels M.T. Campendonk. Werkverzeichnis der Holzschnitte. Stuttgart, 1959; Firmenich A. Heinrich Campendonk. 1889-1957: Leben und expressionistisches Werk. Recklinghausen, 1989.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Кампендонк, Генрих" в других словарях:

  • Кампендонк, Генрих — Генрих Кампендонк (нем. Heinrich Campendonk; 3 ноября 1889, Крефельд  9 мая 1957, Амстердам)  немецкий художник и резчик по дереву, представитель немецкого экспрессионизма в живописи. Жизнь и творчество 1905 1909  обучение в… …   Википедия

  • Кампендонк Генрих — Генрих Кампендонк (нем. Heinrich Campendonk; 3 ноября 1889, Крефельд  9 мая 1957, Амстердам)  немецкий художник и резчик по дереву, представитель немецкого экспрессионизма в живописи. Жизнь и творчество 1905 1909  обучение в крефельдской школе… …   Википедия

  • Кампендонк — Кампендонк, Генрих Генрих Кампендонк (нем. Heinrich Campendonk; 3 ноября 1889, Крефельд  9 мая 1957, Амстердам)  немецкий художник и резчик по дереву, представитель немецкого экспрессионизма в живописи. Жизнь и творчество 1905… …   Википедия

  • Кампендонк — Генрих (Campendonk, Heinrich) 1889, Крефельд 1957, Амстердам. Немецкий живописец и график. Представитель экспрессионизма. Учился в крефельдской Школе художественных ремесел у Торн Приккера (1905 1909). В 1911, поселившись в Зиндельсдорфе (Нижняя… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Генрих Кампендонк — …   Википедия

  • Список художников —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии …   Википедия

  • Художники А —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

  • Художники В —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

  • Художники Г —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

  • Художники Д —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.