Кандинский, Василий Васильевич


Кандинский, Василий Васильевич
(04.12.1866, Москва - 13.12. 1944, Нейи-сюр-Сен, близ Парижа, Франция)
   русский художник и теоретик искусства. Родился в семье коммерсанта. Учился живописи в частной школе Антона Ашбе в Мюнхене (1897) и в мюнхенской Академии художеств (1900, у Ф.Штука); в 1901-1905 - основатель и руководитель художественной группы “Фаланга” (“Phalanx”) в Мюнхене. В 1903-1907 совершил длительную учебную поездку по странам Европы (Германия, Италия, Франция, Австрия), выставлялся в Париже, Берлине и Санкт-Петербурге. Учредитель и сопредседатель “Нового художественного объединения” в Мюнхене (“Neue Kunstlervereinigung München”, 1909-1911), с 1911 - создатель и лидер объединения “Дер блауэ райтер”* до июля 1914, когда оно прекратило свое существование.
   Роль К. в европейском искусстве первой половины 1910-х была значительна не только в связи с его участием в деятельности “Дер блауэ райтер”. Как теоретик он стоял у истоков всего художественного авангарда XX столетия, хотя его собственная творческая эволюция была отчасти подготовлена поисками живописцев “Брюкке”* и пионерами беспредметного искусства начала 1900-х (Х.Обрист, А.Хёльцель, Х.Шмитхальс, А. ван дер Вельде). К. оказался своеобразным генератором идей как “новой духовности” в изобразительном искусстве, так и новейшей его формы. Он же сумел воплотить эти идеи в своей практике живописца, предопределив совершенно иной уровень поисков не только в экспрессионизме, но и во многих последующих течениях авагардного искусства XX столетия.
   Следуя тенденциям неоромантизма начала XX в., К. видел цель искусства в максимальном одухотворении мира, окружающего художника: в выявлении первичной сущности внешней реальности, в движении интуиции живописца от случайного (материального) к абсолютному, то есть духовному. “Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, - писал он в автобиографических "Ступенях" в 1918.- Оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся, в конце концов, в симфонию, имя которой - музыка сфер. Создание произведения есть мироздание”. К. тем самым абсолютизировал понятие экспрессии в искусстве как выражения идеи вечного вселенского процесса. В основе этой концепции ощутимо влияние эстетики Р.Вагнера, философии искусства Ф.Шеллинга, антропософии Р.Штайнера, а также изданной в 1908 книги В.Воррингера* “Абстракция и вчувствование”. К. отстаивал теорию синестезии, то есть единства природы всех искусств, и уже на рубеже 1900-1910-х пытался привлечь к своим теоретическим исследованиям писателей, композиторов, математиков, ученых разных специальностей.
   Как художник-экспрессионист К. не расходился с живописцами “Брюкке” в понимании природы творческого процесса, он лишь принципиально переводил его характеристику в категорию почти гегелевского императива, объявляя любую реальность (и, прежде всего, живописное полотно) ипостасью мирового духа. Творческий акт, по его мнению, подчинялся трем началам: духовному миру художника, “существу эпохи” и “сущности искусства вообще” как “элемента чисто и вечно художественного”, не подвластного законам пространства и времени (трактат “О духовном в искусстве и, прежде всего, в живописи”, “Über das Geistige in der Kunst, inbesondere in der Malerei”, 1911). Расхождение с мастерами “Брюкке” проявлялось на стадии формы: К. отказывался от любой, даже самой условной проекции предметного мира на полотне, отстаивая стихийную и самоценную “вибрацию” цветовых пятен и не усматривая в ее мистической природе связи даже с орнаментом и геометрией. Цвет, таким образом, принимал на себя функции света и светотени с их пространственными задачами, однако главными объявлялись его символическая сущность и задача “цветовой драматургии” (Д.Сарабьянов) полотна, как единственной адекватности переживаемого живописцем чувства. В своем трактате К. изложил развернутое и, в сущности, мистическое толкование каждого из основных цветов.
   Идеальной реализацией этих положений стали большие полотна “Композиция VI” и “Композиция VII” (обе 1913), возникшие, как и многие другие вершинные произведения экспрессионизма, в канун I мировой войны. С понятием композиции К. связывал законченное воплощение своей теории в картине. “Грандиозная, объективно свершающаяся катастрофа есть, в то же время, абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобно гимну нового творения, которое следует за гибелью мира”, - писал он о “Композиции VI”. В многочисленных “импрессиях” и “импровизациях” он все же допускал присутствие предметной реальности, сближаясь в этом с художниками “Брюкке”. В историческом ракурсе явление К. и “Дер блауэ райтер” в 1911-1914 воспринимается логическим завершением эволюции европейского экспрессионизма, которая была оборвана I мировой войной. Интересные интерпретации художественной концепции К. намечались также в полотнах живописцев “Дер блауэ райтер” Ф.Марка* и А.Макке*, погибших в годы войны, а также Л.Файнингера* и П.Клее*. Сам К., отдавая должное этому важнейшему периоду своего творчества, попытался в 1924 сплотить бывших единомышленников, создав вместе с П.Клее, Л.Файнингером и А.Явленским* объединение “Синяя четверка” (“Das blaue Vier”, около двадцати выставок в Германии и США в середине 1920-х).
   В 1915-1921 жил в Москве, с 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса, преподавал во ВХУТЕМАСе, руководил секцией монументального искусства в ИНХУКе и избирался вице-президентом РАХН. Художественно-организационная и педагогическая деятельность К. в Советской России не получила ожидаемой поддержки, что и предопределило повторный отъезд мастера за границу. Теоретическая и творческая практика К. в Баухаусе* (1922-1933) уже не соотносились с эстетикой и методологией экспрессионизма. В эти периоды художник приходит к строго рациональным и отвлеченным геометрическим композициям, а как теоретик занимается научным анализом элементов художественной формы (книга “Точка и линия на плоскости”, “Punkt und Linie zu Flache”, 1926). После окончательного закрытия Баухауса в Берлине в 1934
   К. уезжает в Париж. Его картины и рисунки экспонируются в 1937 в Мюнхене на выставке “Дегенеративное искусство”. В самых поздних его абстрактных полотнах, созданных после переезда во Францию, отчасти сказывается влияние сюрреализма (“Решительный прорыв”, 1944).
   Произв.: “Пейзаж с башней”, 1908; “Рок”, 1909; “Импровизация 7”, 1910; “Черное пятно”, 1912; “Импровизация холодных форм”, 1914; “Москва. Красная площадь”, 1916; “Импровизация 19”, 1919. Графика: “Прощание”, 1903 (цветная гравюра на дереве); цикл “Стихи без слов” (16 ксилографии), 1903; “Ночь” (цветная гравюра на дереве), 1903.
   Лит.: Кандинский В. Избранные труды по теории искусства. Т. 1-2. М., 2001; В.В.Кандинский. 1866-1944. Каталог выставки. Живопись. Графика. Прикладное искусство. Л., 1989; Сарабьянов Д., Автономова Н. Василий Кандинский. М., 1994; Grohmann W. Wassily Kandinsky: Life and Work. New York, 1958; Roethel H.K., Benjamin J.K. Kandinsky: Catalogue Raisonne of the Oil-Paintings. V. 1-2. New York, 1982-1984; Kandinsky. Opere dal Centre Georges Pompidou. Fondazione Antonio Mazzotta (Milano), 1997/98.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Кандинский, Василий Васильевич" в других словарях:

  • Кандинский Василий Васильевич — Василий Кандинский Дата рождения: 16 декабря 1866 Место рождения: Москва (Российская империя) Дата смерти …   Википедия

  • Кандинский, Василий Васильевич — Василий Кандинский Дата рождения: 4 (16) декабря 1866(1866 12 16) Место рождения: Москва ( …   Википедия

  • КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич — (1866 1944) российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ( Смутное , 1917). Участвовал в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кандинский Василий Васильевич —         (1866 1944), русский живописец. Один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897 98) и в АХ (1900) у Ф. фон Штука. С 1907 жил в Берлине и Мюнхене, где создал (в 1911, совместно с Ф. Марком)… …   Художественная энциклопедия

  • Кандинский Василий Васильевич — [4(16).12.1866, Москва, ‒ 13.12.1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа], русский живописец, один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897‒98) и в АХ (1900) у Ф. Штука. С 1907 жил в Берлине и Мюнхене, где создал… …   Большая советская энциклопедия

  • Кандинский Василий Васильевич — (1866 1944), российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в… …   Энциклопедический словарь

  • Кандинский, Василий Васильевич — В.В. Кандинский. Химерическая импровизация . 1913. Коллекция Иды Бьенерт. Мюнхен. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866 1944), российский живописец и график. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства. Автор экспрессивных,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич — (Kandinsky, Wassily) (1866 1944), русский художник, один из создателей абстрактного искусства, родился 4 декабря 1866 в Москве. В 1885 1893 Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета, но уже спустя два года выставка… …   Энциклопедия Кольера

  • КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич — (4(16). 12.1866, Москва 13.12.1944. Нёйи сюр Сен, близ Парижа)    художник и мыслитель, теоретик живописи, один из основоположников абстрактного искусства, принадлежит культурам России, Германии и Франции. Окончил юридический ф т Московского ун… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • КАНДИНСКИЙ, Василий Васильевич — (1866 1944)    русский художник, мыслитель. Окончил юридический факультет Московского университета. Посещал Академию художеств в Петербурге в качестве вольнослушателя. В 30 летнем возрасте поехал в Мюнхен учиться живописи. Движимый интересом в… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Кандинский, Василий Васильевич» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.