Канель, Оскар


Канель, Оскар
(Kanehl, Oskar)
(05.10.1888, Берлин - 28.05.1929, Берлин)
   немецкий поэт, публицист, общественный деятель. Сын учителя. С 1908 студент факультета германистики Берлинского университета, в 1911 переехал в Грайфсвальд, затем в небольшую рыбацкую деревню Вик, где была организована коммуна молодых литераторов. Издавал журнал “Викер Боте”* (“Wiecker Bote”, 1913-1914, запрещен за пацифистскую направленность). Это был самый продуктивный период в поэтическом творчестве К. (24 стихотворения), но большая часть лирики этого периода с характерными для раннего экспрессионизма настроениями любви-ненависти к городу-Молоху была напечатана не в “Викер Боте” (где появлялась, главным образом, его публицистика), а в журнале “Акцион”*, в котором он начал сотрудничать в июне 1913. Это типичные уличные зарисовки (“Город”, “Die Stadt”; “Ночное кафе”, “Nachtcafe”; “Мерзкая погода”, “Sauwetter”; “Увеселительный парк в Бреслау”, “Breslauer Vergnügungspark”) с элементами демонизации жизни индустриального города. С 1914 по 1918 К. воевал на фронтах I мировой войны, не прекращая писать стихи, вошедшие позже в его сборник “Позор. Стихи военнообязанного солдата сезона смерти 1914-1918” (“Die Schande. Gedichte eines dienstpflichtigen Soldaten aus der Mordsaison 1914-1918”, 1922). Для К., как и для многих экспрессионистов, военное поражение Германии оказалось менее катастрофическим, чем крушение надежд на избавление в военном походе от “мирного прозябания”. В этом сборнике автор сделал скорбный вывод из ужаса и мерзости войны: “Бог изгнан окончательно, искусство и наука превращены в жалкую насмешку”.
   После войны К. становится политическим деятелем, членом Исполкома рабочих и солдат в Берлине, членом КПГ. Его сборник “Восстань, пролетарий!” (“Steh auf, Prolet”, 1920) считается одним из важнейших документов революционной литературы, вышедших из позднего экспрессионизма. В отличие от элегической, эмфатической поэзии раннего экспрессионизма, далекой от социальной реальности и превратившей революцию в мессианскую идею, метафору, политическая агитационная поэзия К. говорила о классовом противостоянии буржуазии и пролетариата и была выстроена на контрасте бедности и богатства, произвола и страдания. Впоследствии Й.Р.Бехер* критиковал К. за опасное упрощение классового антагонизма и примитивно-карикатурное изображение буржуа. К. многократно подвергался судебному преследованию и обвинялся в измене родине (1921), подстрекательстве к насилию (1924), разжигании классовой ненависти (1928). Стихи К. 1920-х свидетельствуют о склонности к анархо-синдикализму как в творчестве самого поэта, так и в направленности журнала “Акцион” в целом. В 1920-е К. активно печатается и в других газетах и журналах леворадикального и анархистского толка - “Молодая гвардия” (“Die Junge Garde”), “Красное знамя” (“Die Rote Fahne”), “Противник” (“Der Gegner”), “Юный товарищ” (“Der Junge Genosse”), “Единый фронт” (“Die Einheitsfront”), “Синдикалист” (“Der Syndikalist”), “Голос рабочих” (“Arbeiterstimme”) и др. После 1923 его агитационная поэзия превращается в памфлет, направленный прежде всего против коммунистической партии (сборник “Освободить улицу! Новые стихи”, “Strasse frei. Neue Gedichte”, 1924, издан 1928). К. усматривал в стабилизации буржуазных отношений в Германии идеологический маневр правящего класса, а проводимую в СССР экономическую политику оценивал как завуалированную попытку реставрации капитализма. Книга, пропагандистский эффект которой был усилен еще и пятнадцатью рисунками Г.Гросса*, была изъята веймарской юстицией; когда автор предстал перед судом, он сказал: “Если вы меня спросите, чего хотят мои стихи, то я вам отвечу: они хотят быть политическими. Они хотят помочь развитию самосознания рабочего класса”.
   К. принадлежал к тем сотрудникам журнала “Акцион”, кто наиболее последовательно выступал за выведение на первый план “политической целесообразности”. После ухода из редакции практически всех сотрудников, К. до конца существования журнала “Акцион” оставался, вместе с Германом-Нейссе* и Мюзамом, ближайшим другом и политическим единомышленником Ф.Пфемферта*. Некролог, написанный Пфемфертом, не позволяет судить, имел ли место несчастный случай или речь шла о самоубийстве: “Падение из окна квартиры на четвертом этаже оборвало жизнь пролетарского поэта”. Архив и все рукописи К. были уничтожены его женой в 1933 после прихода к власти нацистов.
   Соч.: “Steh auf, Prolet!” Gedichte. Erfurt, 1920; Die Schande. Gedichte eines dienstpflichtigen Soldaten aus der Mordsaison 1914-1918. Berlin, 1922; “Barrikaden in Wien” // Strasse frei. Gedichte. Berlin, 1928.
   Лит.: GroszG. Die Kunst ist in Gefahr. Manifest. Berlin, 1925; Peter L. Literarische Intelligenz und Klassenkampf. “Die Aktion” 1911-1932. Köln, 1972; Druvins U. Oskar Kanehl. Ein politischer Lyrikerderexpressionistischen Generation. Bonn, 1977.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Канель, Оскар" в других словарях:

  • Kanehl, Oskar —    см. Канель, Оскар …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Члены-корреспонденты РАН за всю историю существования — Полный список членов корреспондентов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской академии наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З …   Википедия

  • Член-корреспондент АН СССР — Полный список членов корреспондентов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р …   Википедия

  • Список писателей — Содержание 1 Русскоязычные писатели 2 Нерусскоязычные писатели 2.1 А 2.2 Б 2.3 В …   Википедия

  • Члены-корреспонденты РАН — Содержание 1 Список членов корреспондентов 2 Сокращения …   Википедия

  • Зарубежные писатели — Содержание 1 Русскоязычные писатели 2 Нерусскоязычные писатели 2.1 А 2.2 Б 2.3 В …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.