Кирхнер, Эрнст Людвиг


Кирхнер, Эрнст Людвиг
(Kirchner, Ernst Ludwig)
(06.05.1880, Ашаффенбург-на-Майне - 15.05.1938, Фрауэнкирх, Швейцария)
   немецкий живописец, график и скульптор. Родился в семье инженера, обучался архитектуре в Высшей Технической школе в Дрездене (1901-1905) и два семестра у Х.Обриста в его Учебной мастерской свободного и прикладного искусства в Мюнхене (1903). С 1905 по 1911 жил и работал в Дрездене. Один из основателей и постоянный лидер художественного объединения “Брюкке”* в Дрездене и Берлине (1905-1913). В 1911-1915 уделял много времени выставочной работе и выступал в прессе со статьями, посвященными художникам “Брюкке” (под псевдонимом критика Луи де Марсаля). В 1912 вместе с М.Пехштейном* основал Институт современного обучения живописи (“MUIM-Institut”: “Moderner Unterricht in Malerei”) в Берлине; в том же году с Э.Хеккелем* расписывал капеллу на выставке “Зондербунда” в Кельне. В годы I мировой войны воевал на Западном фронте; тяжелая контузия, полученная в 1915, вынудила его после длительного лечения переселиться в Швейцарию (1916).
   К. - не просто значительная, но, в известной степени, мессианская фигура в истории немецкого изобразительного искусства XX в. По возрасту он не мог быть провозвестником авангардного искусства в Германии (в этой роли успели выступить в Мюнхене, в самом начале 1900-х, художник-прикладник Х.Обрист и архитектор А. ван де Вельде), но уже с 1905 К. стал самым страстным и деятельным апологетом новейших художественных форм, сумевшим организовать вокруг себя группу талантливых единомышленников. В эволюции К. сказались не только благоприятные обстоятельства (раннее знакомство с живописью Ван Гога* и Сера, учеба у Х.Обриста), но и способность к анализу старого, в том числе народного примитивного искусства. В 1898
   К. уже был близок к постижению тайны “простых форм” в гравюрах Дюрера; в 1904 он изучал тот же феномен на примере негритянской культовой скульптуры в Этнографическом музее в Дрездене.
   К. первым из мастеров “Брюкке” сумел на практике воплотить типично экспрессионистское понимание роли цвета, линии и плоскости в картине и убедительно развить идею об их синтетическом единстве (“Благодаря чувственному переживанию, интенсивное усиление формы импульсивно переносится на плоскость. Технические средства перспективы становятся средствами композиции”, 1919). Он считал картины “не изображениями определенных предметов или существ, но самостоятельными организмами из линий, плоскостей и красок, которые лишь в той степени соответствуют природным формам, в какой это необходимо, чтобы сохранялся ключ для понимания [...]. Зачастую имеют место и произвольно созданные знаки, вроде сигнальных знаков на проезжей дороге” (“Заметки о жизни и работе”, “Bemerkungen über Leben und Arbeit”, 1931).
   Наиболее емкого и убедительного воплощения этих идей К. достиг в изображениях обнаженной натуры и в портретах конца 1900 - первой половины 1910-х (“Обнаженная на цветущей лужайке”, “Mädchenakt aufblühender Wiese”, 1909; портрет художника Оскара Шлеммера, 1914). В пейзажах и уличных сценах его стиль не выглядел столь монументальным и лаконичным, как у К.Шмидт-Ротлуфа*; вместе с тем, К. сумел наиболее экспрессивно передать напряженность и ритм берлинской будничной атмосферы того времени. Под природой художник понимал все видимое и ощущаемое в мире, в том числе все, что создано человеком (“Вид движения особенно побуждает меня к творчеству; отсюда у меня обостренное ощущение жизни, являющееся первоосновой художественного произведения [...] При этом я прихожу, естественно, к совершенно иным формам, чем те, к которым стремится и которые демонстрирует подражательная, натуралистическая живопись”, там же). К. имел в виду собственный транс переживания темпов наступившего XX в.; социально-критический подтекст мог проступать в его картинах лишь опосредованно. Во многих отношениях он оказывался двойником Ван Гога, если иметь в виду чрезвычайную творческую возбудимость немецкого художника, его предрасположенность к душевной болезни и решение уйти из жизни в пору зрелости.
   Зашифрованным кодом экспрессии в методе К. стала трактовка городских улиц, перекрестков и площадей, которые в его картинах превращаются в агрессивное окружение человека, уподобленное разверстым воронкам, бездушным лентам конвейера, захлопывающимся западням. Характерными для стиля К.-урбаниста стали также удлиненные “готические” пропорции и динамичная “смазанность” экзотических женских персонажей (“Пять женщин на улице”, “Fünf Frauen auf der Straße”, 1913; “Улица с красной кокоткой”, “Straße mit roter Kokotte”, 1914).
   К. много работал также в скульптуре, создав “Адама” (“Adam”) и “Еву” (“Eva”), и несколько “Танцовщиц”, “Tanzende” и “Сидящих” (“Sitzende”) в дереве (1911-1914). Как ваятель он был самым талантливым среди мастеров “Брюкке”; ему принадлежат наиболее чувственные и композиционно оригинальные импровизации на тему обнаженной натуры. Собственный пластический инстинкт К. называл “волей к монументализму” ив 1911 писал о “чувственном восторге, возникающем по мере того, как фигура с каждым ударом освобождается из дерева”. Сохранившееся графическое наследие художника весьма обширно (около двух тысяч гравюр на дереве, офортов и литографий).
   В 1931 К. был избран действительным членом Прусской Академии искусств в Берлине, в 1933 - удален из нее нацистами. Экспонирование его картин на выставке “Дегенеративное искусство” в Мюнхене (1937) и конфискация 639 работ из художественных музеев Германии способствовали обострению депрессии и самоубийству художника.
   Произв.: “Девушка с японским зонтиком”, “Mädchen unter Japanschirm”, 1909; “Сидящая девушка”, “Sitzendes Mädchen”, 1910; “Полуобнаженная в шляпке”, “Weiblicher Halbnackt mit Hut”, 1911; Портрет Альфреда Дёблина, 1912; “Потсдамская площадь”, “Potsdamer Platz”, 1914; “Рейнский мост в Кельне”, “Rheinbrücke in Köln”, 1914; “Пьяница” (“Автопортрет”), “Der Trinker” (“Selbstbildnis”), 1915; “Красная башня в Халле”, “Der rote Turm in Halle”, 1915; “Автопортрет в солдатской форме”, “Selbstbildnis als Soldat”, 1915.
   Лит.: Die Chronik der Brücke. Dresden, 1912; Grohmann W. Das Werk Ernst Ludwig Kirchners. München, 1926; Schiefler G. Die Graphik Ernst Ludwig Kirchners. Bd. 1-2. Berlin, 1926-1931; Kirchner EL. Davoser Tagebuch. Köln, 1968; Gordon D.E. Ernst Ludwig Kirchner. München, 1968.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Кирхнер, Эрнст Людвиг" в других словарях:

  • Кирхнер, Эрнст Людвиг — Эрнст Людвиг Кирхнер Ernst Ludwig Kirchner …   Википедия

  • Кирхнер Эрнст Людвиг — Эрнст Людвиг Кирхнер Ernst Ludwig Kirchner 1919 Имя при рождении: Ernst Ludwig Kirchner Дата рождения …   Википедия

  • Кирхнер Эрнст Людвиг — Кирхнер (Kirchner) Эрнст Людвиг (6.5.1880, Ашаффенбург, Бавария, ‒ 15.6.1938, Фрауэнкирх, близ Давоса, Швейцария), немецкий живописец и график. Учился архитектуре в Высшей технической школе в Дрездене (1901‒05). Живописи учился самостоятельно.… …   Большая советская энциклопедия

  • Кирхнер Эрнст Людвиг — (Kirchner) (1880 1938), немецкий живописец и график. Один из лидеров экспрессионизма, писал преимущественно пейзажи, отмеченные трагической заострённостью образного строя, резкой очерченностью форм, цветовыми диссонансами («Восход луны в Альпах» …   Энциклопедический словарь

  • Эрнст Людвиг Кирхнер — Ernst Ludwig Kirchner 1919 Имя при рождении: Ernst Ludwig Kirchner Дата рождения …   Википедия

  • Кирхнер, Эрнст — Эрнст Людвиг Кирхнер Ernst Ludwig Kirchner 1919 Имя при рождении: Ernst Ludwig Kirchner Дата рождения …   Википедия

  • Кирхнер (Kirchner) Эрнст Людвиг — (1880—1938), немецкий живописец и график. Один из лидеров экспрессионизма, писал преимущественно пейзажи, отмеченные трагической заострённостью образного строя, резкой очерченностью форм, цветовыми диссонансами («Восход луны в Альпах», 1917) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кирхнер — Кирхнер (нем. Kirchner)  фамилия немецкого происхождения, означает  церковный служка . Производная от неё фамилия Киршнер. Известные носители Кирхнер, Вильгельм (1848 1921)  немецкий зоотехник. Кирхнер, Леон (1919… …   Википедия

  • Эрнст Кирхнер — Эрнст Людвиг Кирхнер Ernst Ludwig Kirchner 1919 Имя при рождении: Ernst Ludwig Kirchner Дата рождения …   Википедия

  • Кирхнер — Эрнст Людвиг (Kirchner, Ernst Ludwig) 1880, Ашаффенбург на Майне 1938, Фрауэнкирх Вильбоден, близ Давоса. Немецкий живописец и график. Один из основоположников экспрессионизма. В 1901 1905 учился на архитектурном отделении Саксонского высшего… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Книги

  • Эрнест Людвиг Кирхнер, Стефания Лукас. Эрнст Людвиг Кирхнер – немецкий художник-экспрессионист, скульптор и график. На его картинах берлинские проститутки изображены с удлинёнными пропорциями женскихсилуэтов, часто в… Подробнее  Купить за 148 руб электронная книга


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.