Кулька, Георг


Кулька, Георг
(Kulka, Georg)
(05.06. 1897, Вайдлингау - 29.04.1929, Вена)
   австрийский поэт. Сын коммерсанта венгерско-еврейского происхождения. Учился в гимназии в Вене (1908-1916), был призван в армию, с фронта вернулся офицером запаса. Изучал в Венском университете философию (1918-1922), защитил диссертацию об идеях бессмертия у Жан Поля, ставшего для К. примером для подражания. С 1920 работал в издательстве “Э. Штрахе” в Вене, затем в издательстве “Кипенхойер” в Потсдаме. После смерти отца недолгое время возглавлял его фирму по продаже зерна в Вене. Печататься начал в годы I мировой войны в журнале “Акцион”*, позднее стал широко известен благодаря публикациям в журнале В.Пшигоде “Дихтунг”*.
   Первый сборник стихов К. Сводный брат. Зарисовка и лирика” (“Der Stiefbruder. Aufzeichnung und Lyrik”, 1920) стал причиной обвинения К. в плагиате со стороны К.Крауса* (журнал “Факел” / “Die Fackel”, 1920/1921, № 546-550, 552-553). К. ответил на обвинения вместе с В.Пшигоде, к ним присоединился позднее А.Эренштейн*. Эта скандальная журнальная полемика продолжительное время стояла в центре литературной жизни Австрии, в определенной степени заслонила значимость поэтического голоса К. Его творческое наследие невелико, однако своеобразно и позволяет рассматривать его в едином контексте с мастерами, установившими новый поэтический и эстетический канон первой четверти XX в. Поэтика К. близка одновременно Г.Траклю*, Э.Ласкер-Шюлер* и А.Штрамму* и сочетает в себе “радикальное формальное новаторство с пафосом столь же радикальных религиозных и гуманистических идей” (X.Казак, Х.Кройцер). В центре его поэзии - человек как “сводный брат Бога”, достойный “бесконечного будущего” в государстве “смеющегося мира” (стихотворение “Будапешт, 1 мая 1919”). В “кровавом сегодня” он, тем не менее, до конца остается на позициях идеализма и утопизма, продолжая утверждать, что “человек добр”. Поэтический язык К. построен на неожиданных комбинациях слов, синтаксических ходов, он изобретает “новые слова”, составляя их из лексем, принадлежащих к далеким ассоциативным сферам, меняя их принадлежность к частям речи; из обиходных понятий создает путем нестандартных комбинаций метафоры типа “падение вверх”, “солнца ночи” и т.д. Нередко его поэтические тексты сотканы из формально деформированных фрагментов или представляют собой отдельные слова-предложения, разделенные точкой. В этом поэтическом произволе возникают наполненные ассоциациями контексты с завуалированным, но все же без труда прочитывающимся смыслом, и формальный хаос обращается в некую гармонию. Умение К. извлекать новое эстетическое качество из периферийной семантики слов и их неожиданного сочетания стало по-настоящему понятно лишь в 1960-х, когда оно привлекло внимание современных исследователей в области теории текста и эстетиков, изучающих механизмы “порождения и программирования красивого” (М.Бензе). Издатель антологии австрийской экспрессионистской поэзии “Ботшафт”* (1920) Э.А.Райнхардт выбрал из творчества К. девять стихотворений с типичной экспрессионистской тематикой, но они не в полной мере отражают вклад поэта в радикальную смену поэтической парадигмы искусства рубежа веков. Общая атмосфера политического разочарования, творческая невостребованность, смерть ближайшего друга В.Пшигоде стали главной причиной самоубийства К.
   Лит.: Kulka G. Aufzeichnung und Lyrik// Vergessene Autoren der Moderne XI. Siegen, 1985.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Кулька, Георг" в других словарях:

  • Список литераторов-самоубийц — В данном списке представлены литераторы, покончившие жизнь самоубийством. Литератор (от лат. litterator  учитель грамоты)  человек, профессионально занимающийся литературным трудом[1]; писатель, публицист, а также поэт, драматург.… …   Википедия

  • Kulka, Georg —    см. Кулька, Георг …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.