- Лейбольд, Ганс
- (Leybold, Hans)(02.04.1892, Франкфурт-на-Майне - 07[08]. 09.1914, Итцехо)немецкий поэт и литературный критик. Его отец, директор газовых заводов Гамбурга, относился крайне отрицательно к литературным интересам сына. После окончания реальной школы Св. Георга (1911) Л. прошел одногодичную военную службу в артиллерийском полку Итцехо; как и многие ранние экспрессионисты, он видел в военной службе возможность вырваться из скучного однообразия будничной жизни, однако не оставил ни одного восторженного высказывания о войне. В 1912-1913 изучал в Мюнхенском университете философию, германистику и историю искусств, с 1913 занимался только литературной и издательской деятельностью. Печататься начал в Гамбурге в журнале “Бюхервурм” (“Bücherwurm”, “Книжный червь”), но систематической литературной работой стал заниматься после переезда в Мюнхен, где его интерес сосредоточился на современной литературе. С 1913 завязалось тесное сотрудничество с Ф.Пфемфертом*, который опубликовал несколько рецензий Л. в журнале “Акцион”*, печатался также в журналах “Тат” (“Die Tat”, “Дело”), “Цайт им бильд” (“Zeit im Bild”, “Время в иллюстрациях”), “Нойе кунст” (“Neue Kunst”, “Новое искусство”), “Мерц” (“März”, “Март”). Стихи появились впервые в журнале “Акцион” весной 1914, за несколько месяцев до смерти, но Пфемферт печатал его произведения вплоть до 1918 (всего в журнале опубликованы 23 текста Л., доминирующая литературная форма - глосса).Духовным отцом Л. был Ф.Ницше, чья “философия жизни” легко прочитывается в творчестве Л. Стиль Л. сформировался под сильнейшим влиянием К.Крауса* (цитатный монтаж, сатирично-ироничный тон). Первый лирический опыт Л. стоит под знаком югендштиля (стиля модерн), но характерная для рубежа веков тональность стремительно и без видимых переходов развивается в типичную для экспрессионизма лирику большого города (“Ночь над городом”, “Nacht in der Stadt”, “Рефлексии”, “Reflexionen”). Лирика Л. так же неоднородна по темам и мотивам, формальным и стилистическим признакам, как вся поэзия раннего экспрессионизма: гротеск соседствует с патетикой, порыв с апатией, длинные строки с короткой рубленой строкой (стихотворения “Гимническое проклятие”, “Der hymnische Fluch”; “Песнь горе-революционеров”, “Lied der Achrevolutionäre”).В 1913 Л. издавал журнал “Революцион”*. Передав журнал Ф.Юнгу, Л. перевелся в Кильский университет, но сразу после объявления всеобщей мобилизации в 1914 ушел на фронт. Журнал прекратил свое существование. В августе Л. был ранен, но уже 4 сентября вновь был признан годным к военной службе. Три дня спустя, в ночь с 7 на 8 сентября, Л. застрелился; причины самоубийства остались не проясненными. Ф.Пфемферт поместил в журнале следующий некролог: “"Акцион" потерял одного из самых верных соратников, современная немецкая литература обеднела на одну мощную, гордую силу”. Отсутствие заметных прижизненных изданий обрекло этот своеобычный талант на забвение. Литературное наследие Л., впервые представленное и прокомментированное в 1989 Э.Фаулем, состоит из тридцати эссе и небольших литературно-критических сочинений, около тридцати стихотворений и нескольких писем.Соч.: Leybold H. Gegen Zuständliches. Glossen, Gedichte, Briefe. Schriftenreihe “Randfiguren der Moderne”. Hannover, 1989.Лит.: Vergessene Autoren der Moderne: Hans Leybold. Siegen, 1985; Ball H. Totenrede// Leybold H. Ibd; Faul E. “In irgend einer Art revolutionär”. Hugo Balls “Henker” in der frühexpressionistischen Zeitschrift “Revolution” // Hugo-Ball-Almanach. Pirmasens, 1987; Faul E. Nachwort// Randfiguren der Moderne/Hg. K.Riha, F.Weber. Hannover, 1989.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.