“Революцион”


“Революцион”
(“Revolution”, 1913)
   журнал, издававшийся в Мюнхене по образцу журнала “Акцион”*. Издатель - Ганс Лейбольд*. Вышло в свет пять номеров. Журналу были свойственны типичные для многих периодических изданий того времени спонтанность замысла и декларирование грандиозных программ преобразования мира, непременные скандально революционные и откровенно провоцирующие публикации с последующими судебными разбирательствами, скорое отступление от своих же собственных заявлений, мистификация и игра с читателем. Художественный уровень большей части литературной продукции был невысок, и она постепенно вытеснялась политическими воззваниями, что, вместе с финансовыми затруднениями, привело к тому, что издатели потеряли интерес к журналу. “Р.” стремительно прошел все эти этапы, а перед выходом последнего, пятого номера Лейбольд* передал журнал в ведение Ф.Юнга.
   Несмотря на свой короткий век, “Р.” в истории экспрессионизма - один из самых ярких возмутителей спокойствия. Хотя он был продуктом узкого круга литераторов (прежде всего, мюнхенские друзья Лейбольда, среди них - Х.Балль*, Клабунд*, Й.Р.Бехер*, Р.Зеевальд, Х.Бахмаир; Лейбольд сотрудничал также с Ф.Бляйем, Э.Мюзамом, Л.Франком*, Р.Музилем, М.Бродом*, К.Хиллером*, Э.В.Лоцом*, В.Газенклевером*, Ф.Ленцом), значение его далеко выходит за рамки малочисленной литературной группировки. Молодые авторы журнала олицетворяли новое поколение художественной интеллигенции и во многом предвосхитили дальнейшие пути развития современного искусства. Трое из сотрудников - Х.Балль, Р.Хюльзенбек, Э.Хеннингс - возглавили впоследствии “дадаизм”, но продолжали опираться на некоторые использованные ими ранее приемы. Литературный кураж молодых мюнхенцев импонировал ценителям новых веяний, журнал был восторженно принят завсегдатаями берлинского “Кафе дес вестенс”*. Манифест был написан Х.Лейбольдом (псевдоним Адам, Adam) и появился в № 2 под названием “Против существующего положения вещей” (“Gegen Zuständliches”). Это перечень действий, направленных против буржуазного мира, однако этот манифест-плод воображения автора, изложенный в дадаистской манере. В качестве литературной продукции программа “нового направления в Германии” осуществлена частично лишь в первом номере, в последующих она уступает место пылким воззваниям. Все публикации для всех номеров журнала были отобраны самим Лейбольдом, поэтому профиль журнала определялся его вкусами. Тексты либо по своей тематике, либо по способам языкового выражения характерны для экспрессионизма: это безудержный витализм и эротика, прославление жизни во всех ее проявлениях, выход за рамки конвенциональной нормы и эпатирование публики нарушениями табу. Стали широко известны слова Э.Мюзама: “Несколько синонимов Революции: Бог, Жизнь, Страсть, Опьянение, Хаос. Давайте будем хаотичны!” (“Revolution”, № 1). Причиной двух судебных процессов (1913, 1914), поводом для конфискации и предметом дискуссий во всех последующих номерах стало стихотворение “Палач” (“Der Henker”, там же) - вершина короткого экспрессионистского периода творчества Х.Балля. Последующие номера не смогли повторить литературный уровень и претенциозную оригинальность первого номера.
   Лейбольд просил знакомых присылать ему все, что угодно, но “это должно быть, конечно же, нечто в каком-либо смысле революционное”. Обстоятельства рождения нового печатного органа и его закрытия позволяют утверждать, что для его издателей важен был жест, а не содержание, бунтарское настроение - “чтобы не задохнуться от скуки” (Й.Р.Бехер), а не требование новых ценностей
   Соч.: Ley bold H. Brief an Käthe Brodnitz vom 29.09.1913 // Leybold H. Gegen Zuständliches. Glossen, Gedichte, Briefe. Mit einem Nachwort von E.Faul. Schriftenreihe “Randfiguren der Moderne”. Hannover, 1989.
   Лит.: Becher J.R. Brief an H.F.S.Bachmair vom April 1915//Jochannes R. Becher-H.F.S.Bachmair: Briefwechsel 1914-1920. Frankfurt а. M.; Bern; New York, 1987; Faul E. “In irgend einer Art revolutionär”. Hugo Balls “Henker” in der frühexpressionistischen Zeitschrift “Revolution” // Hugo-Ball-Almanach. Pirmasens, 1987.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Революцион”" в других словарях:

  • революцион — revolution f.> нем. Revoution. един. Деятелями, поставившими себя на самый верх революцион иерархической лестницы. РВ 1887 10 617 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • революцион — с. Революциягә бәйләнешле. Нин. б. өлкәдә кискен үзгәрешләр кертә торган, нәр. б. тамырыннан үзгәртеп кора торган …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • революцион — з.б.п …   Орфографический словарь осетинского языка

  • адæмон-революцион — з.б.п …   Орфографический словарь осетинского языка

  • хæстон-революцион — з.б.п …   Орфографический словарь осетинского языка

  • революционер — революцион ер, а …   Русский орфографический словарь

  • революционерка — революцион ерка, и, род. п. мн. ч. рок …   Русский орфографический словарь

  • революционизм — революцион изм, а …   Русский орфографический словарь

  • революционист — революцион ист, а …   Русский орфографический словарь

  • Россия. Революционное движение в России — (дополнение к статье) Этим именем обозначается тот общественный процесс, различные моменты которого находятся в непрерывной генетической связи, и который, возникнув при имп. Александре II, привел к так называемому освободительному движению 1905… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «“Революцион”» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.