- Революция и экспрессионизм
- Отношение экспрессионистов к революции - феномен крайне противоречивый. Выраставший в исторической ситуации начала XX в. экспрессионизм основывался на отрицании существующей реальности. Уже на ранней стадии своего развития, в годы перед I мировой войной, он стал выражением антибуржуазных настроений; нигилистическое предощущение “заката”, разрушения и смерти, чувство близкой и желанной гибели, с которым экспрессионисты шли на войну, совмещалось с мечтой о “витальном”, “целостном”, “новом человеке”*. Их искусство, сопровождавшееся богемным эпатированием буржуазной публики, изначально несло в себе черты протеста, находящего отражение в “кричащей” образности. Мысль о социальной революции, весьма смутная и неоформленная, присутствует в творчестве некоторых экспрессионистов еще в довоенный период (“Друг человечества” Верфеля*, 1911; “Нищий” Зорге*, 1912; “Сын” Газенклевера*, 1914). Комментируя свою драму, Газенклевер был близок к ее революционной интерпретации: история юноши, который “через свободу других приходит к собственной свободе”. Однако в творчестве ранних экспрессионистов с такой же силой прорывается ощущение приближающегося хаоса и отчаяния. К мысли о грядущих катаклизмах Бехера* подталкивает зрелище отчаявшихся рабочих, Эренштейна* - ужасы нищенских кварталов, Верфеля* - толпы голодных людей.Разрыв между поэтическим “я” и окружающим миром, глубоко нарушенные отношения “сыновей” и “отцов” частично преодолеваются, особенно под воздействием Ноябрьской революции 1918, когда на время исчезает антиномия между творческим индивидом и “толпой”. Тогда же находит свое выражение сформулированная Толлером* мысль о том, что главным для политического поэта (которого он считает непременно и поэтом религиозным) является чувство ответственности за себя и каждого собрата, за все человеческое сообщество. В творчестве многих экспрессионистов консерватизм сочетается с тоской по переменам и радикальной волей к новой жизни.После поражения в войне и в ходе революции революционные тенденции в среде молодых экспрессионистов обрели более конкретные очертания. Это особенно заметно в драматургии: высокие требования экспрессионистов к театру как трибуне для провозглашения этических и социальных идей, политических лозунгов и “святых экстазов” (Газенклевер) становились более настойчивыми в революционной атмосфере. Публика, уставшая от войны, с энтузиазмом встречала патетические призывы к изменению мироустройства и преображению человека. Революция в России, возникновение Веймарской республики на первых порах рождали оптимизм.Однако непосредственное участие в революционных событиях, тем более в деятельности революционных партий принимали очень немногие: Бехер, Леонгард*, Толлер. Большинство активистов оставалось в стороне, они не вступали в “Союз Спартака”, не присоединялись, за немногими исключениями, к пролетарско-революционному литературному движению; их протестные настроения лучше обозначить словом “мятежность” нежели “революционность”. И все же смутные, во многом религиозные представления о возрождении и преображении человека, возникшие из конфликта с окружающим миром, для ряда экспрессионистов становятся более приземленными и социальными: призывая к революционному действию, они апеллируют к массам. В их творчестве обнаруживается и некая программа: солидарность, революционность, поворот к человеку, изменение его природы. В послесловии к антологии “Товарищи человечества” Л.Рубинер* в эссе “Человек в центре” (1917) напрямую требует политического действия. Идеи обновления человека в духе социалистических идей и изменения действительности порой соединяются в патетический лозунг, возвещаемый в сценических монологах. Драма Толлера “Преображение” (1917) передает процесс вызревания революционного сознания, его “Человек-масса” (1919) воспринимается как высшая степень революционного призыва, соединенного с идеей эмансипации личности. Иррациональный протест перерастает в активный призыв к новому мироустройству и в страстную надежду на “преображенного человека”. Характерный для экспрессионистской сцены тип “драмы возвещения”* (Кайзер*, Толлер, Зорге) находит отклик у зрителя с революционизированным сознанием. Во многом сходное жизнеощущение передает другой вариант экспрессионистской драмы тех лет - “драма преображения”* (фон Унру*, Геринг*). Ряд левых экспрессионистов переходит от тотального неприятия действительности к целенаправленной агитации средствами искусства, что сопровождается изменением их художественной системы. Так, у Бехера место Страшного суда занимает патетический образ революции, тема конца света реализуется через кровавую реальность войны. Конфликт поколений расширяется и конкретизируется, превращаясь в борьбу революционных сил против старого мира. При этом важное место в отношении экспрессионистов к революции занимает “проклятый вопрос о насилии” (А.Цвейг*). Тот же Рубинер пишет драму “Отвергающие насилие” (1917); популярная в те годы драма Толлера “Преображение” завершается обращением к рабочим сначала “стать людьми” и лишь потом делать революцию. В финале вождь восставших, призывающий к человечности, арестован и казнен властью. Наивный вопрос, обращенный к публике: может ли классовая борьба вестись ненасильственным путем? - остается без ответа, хотя ответ и подсказан трагическим финалом. Будучи привержены идее духовного преображения человека и мира, большинство экспрессионистов отвергает идею насильственного изменения существующего порядка.В экспрессионистской поэзии публицистичность, агитационный пафос органично сочетаются со столь характерной для нее экзальтацией. Однако страстные монологи героев уже не могут скрыть художественной неубедительности образов, а попытки сблизиться с “революционными массами” не способны преодолеть разрыв между интеллигентами и “толпой”. Поражение революции в Германии стало периодом тяжкого кризиса для радикально настроенной части экспрессионистов. Их вера в скорое позитивное преобразование мира и человека была поколеблена, особенно на фоне разочаровавшего многих опыта большевистской революции в России. Политическое развитие в самой Германии вскоре, на рубеже 1920-1930-х, уже не оставляло их революционным порывам и надеждам никаких иллюзий. Многих из них ожидали эмиграция и гибель.Лит/. Павлова H. Экспрессионизм// История немецкой литературы. Т. 4. М., 1968; Kolinsky Е. Engagierter Expressionismis. Politik und Literatur zu Weltkrieg und Weimarer Republik. Stuttgart, 1970; Schrei und Bekenntnis. Expressionistisches Theater / Hg. K.Otten. Darmstadt-Neuwied, 1977; Müller H.-H. Intellektueller Linkradikalismus in der Weimarer Republik. Kronberg, 1977; Siebenhaar K. Klange aus Utopia. Zeitkritik, Wandlung und Utopie im expressionistischen Drama. Berlin; Darmstadt, 1982; Kritik in der Zeit. Fortschrittliche deutsche Literaturkritik 1918-1933. Halle; Leipzig, 1983.И.Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.