- Словенский экспрессионизм
- отличается рядом специфических черт, которые обусловлены, помимо общих для всех народов южнославянского региона исторических факторов (большие потери в I мировой войне, экономический упадок, эмиграция, духовный кризис общества), реальной угрозой национальной целостности (Словенское Приморье в 1918 отошло Италии, большая часть Каринтии по итогам плебисцита 1920 оказалась под юрисдикцией Австрии). Отсюда ярко выраженная патриотическая направленность, присущая, в том числе, произведениям большинства словенских экспрессионистов.Экспрессионизм в творчестве многих писателей и художников проявлялся спорадически, но поскольку наиболее значительные художественные результаты в искусстве 1910-1930-х были достигнуты в русле этого течения, словенская критика и период в целом характеризует как “время экспрессионизма”. Понятие “экспрессионизм” было введено в культурный обиход словенцев ещи в 1912, когда автор влиятельного литературно-критического журнала “Дом ин свет” (“Dom in svet”, “Отечество и мир”) публицист И.Цанкар описал это новое явление европейской культуры, противопоставив живопись экспрессионистов живописи импрессионистов. В дальнейшем словенские литературоведы и искусствоведы часто рассматривали экспрессионизм как оппозицию импрессионизму, символизму, натурализму.Дискуссии на эту тему продолжались и в других ведущих изданиях, например, в журнале “Люблянский звон” (“Ljubljanski zvon”).До начала 1920-х словенские писатели и художники не идентифицировали себя с новым течением, хотя активно усваивали его художественные открытия. В 1922 критика констатирует наличие в национальной поэзии собственной экспрессионистской традиции (статья Р.Томинца (Roman Tominec) “Несколько мыслей о нарождающейся словенской литературе”, “Nekoj misli о porojajoci se slovenski literaturi”). Поэты разных поколений, по-разному идейно и политически ориентированные, проявили склонность к этой художественной системе, в которой преобладал принцип выражения, а не изображения. Экспрессионистскими средствами воплощались различные тенденции - от мистицизма и “космизма” до острой социальной критики. Главная черта экспрессионизма в Словении - “нравственный заряд”, выраженный в форме христианской или социалистической утопии, который был частью метафизической категории “нового” (новая мораль, новый человек*, новое царство). Ожидание новых ценностей было связано с предощущением грядущей мировой катастрофы (см. Катастрофизм*), поэтому в целом для экспрессионистских настроений в литературе и искусстве Словении характерны акцентированная нравственная приподнятость и пафосная устремленность к трагическому.Наряду с поэзией новую эстетику развивало и театральное искусство. Уже в 1917 появляются экспрессионистские драмы “Катастрофа” (“Katastrofa”) и “Нищие” (“Вегаöi”), написанные Иваном Прегелем (1883-1960), видным представителем католической литературы, опиравшейся на принципы умеренности, морализаторства, верности церкви и монархии. Пьесы Прегеля вводили в национальную драматургию новый “экстатический” тип героя, способного, по мнению автора, создать на земле “новое царство любви и братства”. В прозаических произведениях 1920-х Прегель, мастер исторической стилизации, увлекавшийся эпохой барокко, также широко пользовался экспрессионистскими приемами, чем снискал себе славу “самого современного” писателя (романы: “Толминцы”, “Tolminci”, 1927, первая редакция 1915-1916 - о крестьянском восстании начала XVIII в.; “Plebanus Joannes”, 1920, “Священник Ерней”, “Bogovec Jernej”, 1923, - о философских и этических поисках словенского католического и протестантского духовенства).Под влиянием экспрессионизма создают свои пьесы С.Майцен (“Кассия”, “Kasija”, 1919; “Апокалипсис”, “Apokalipsa”, 1923), М.Ярц, А.Ремец (“Магда”, “Magda”, 1924), А.Лесковец (“Принцесса Харис”, “Kraljiöna Haris”; “Два берега”, “Dva bregova”, 1928). Ведущие мотивы в них - духовные и нравственные последствия войны, социальные и этические противоречия между индивидуумом и обществом, поиски нового героя. Видное место в этом ряду занимает драма Ф.Бевка “В бункере” (“V kaverni”, 1922), которая по своей сценической выразительности сравнима с таким образцом экспрессионистской драмы о войне, как “Морской бой” Р.Гёринга* (1918). Бевк так же, как немецкий драматург, ограничивает сценическое действие рамками замкнутого пространства - бункера, выкопанного солдатами в земле и ставшего для них смертельной ловушкой. Словенские солдаты, оказавшиеся в своем убежище под обстрелом неприятеля, стали подобны стаду, обреченному на гибель. Автор завершает произведение катастрофой: прямое попадание снаряда уничтожает всех персонажей пьесы.В начале 1920-х экспрессионизм в Словении приобретает некоторое организационное оформление. Проблемы экспрессионистской философии, этики, эстетики активно обсуждаются в новых художественных объединениях. Вокруг одного из них - “Клуба молодых” (“Klub mladih”, 1922) - консолидировалась творческая интеллигенция младшего поколения: поэт А.Подбевшек, литературный критик Й.Видмар, композитор М.Когой, автор экспрессионистской оперы “Черные маски” по Л.Андрееву*. Другое объединение - “Клуб молодых экспрессивных художников”, впоследствии “Словенское художественное общество”, основанный в 1922 живописцем, графиком и скульптором Ф.Кралем*, состоял из экспериментаторов, среди которых были такие впоследствии крупные деятели словенского искусства, как живописец, скульптор и график Т.Краль и живописец и график В.Пилон. Большую роль в распространении новой эстетики сыграли периодические издания: “Рдечи пилот” (“Rdeöi pilot”, “Красный пилот”, 1922), “Трие лабодье” (“Trije labodje”, “Три лебедя”, 1922), “Танк” (“Tank”, 1927). Наибольший интерес к новым художественным явлениям проявили: журнал христианских социалистов “Криж на гори” (“Krii na gori”, “Крест на горе”, 1924-1927), а также ставший под влиянием Сречко Косовела* марксистским журнал либералов-аграриев “Младина” (“Mladina”, “Молодежь”, 1924-1928). Эти два издания - два идейных полюса словенского экспрессионизма. “Крижевцы”, среди которых были поэты А.Водник, Б.Водушек, Э.Коцбек, М.Ярц, литературные критики Т.Дебеляк, Й.Погачник, опираясь на религиозно-этические ценности, отстаивали право личности на духовное совершенствование, благодаря которому общество сможет прийти к обновлению. Составлявшие ядро “Младины” поэты С.Косовел, Т.Селишкар, М.Клопчич, В.Кошак, А.Гспан, прозаики и публицисты Б.Крефт, Л.Мрзель выступали с лозунгами борьбы за экономическую и политическую свободу Словении, писали о русской революции, предостерегали соотечественников от надвигающейся фашистской угрозы. Это идейное размежевание нашло отражение и в их творчестве.В поэзии словенских экспрессионистов тяготение к абстрактности, обнаженности чувств, гротеску переплетается с отголосками импрессионизма, ее диапазон простирается от философско-религиозной лирики до социального протеста, от классических форм до радикальных конструктивистских и футуристических экспериментов. Среди поэтов-экспрессионистов выделяется группа литераторов ярко выраженных революционных взглядов. Это А.Подбевшек (1898-1981), один из радикальных экспериментаторов в области стихотворной формы, автор первого словенского манифеста экспрессионизма (“Политическое искусство”, “Politiöna umetnost”, 1922), в котором он провозгласил основополагающим принцип революционности. Его поэтический цикл “Человек с бомбами” (“Clovek z bombami”, 1920, опубликован, из-за цензурных запретов в 1925), проникнут обличительным антивоенным пафосом и передает атмосферу духовного кризиса “потерянного поколения”, у которого война отняла молодость, а с ней и веру в человека. Подбевшек сотрудничал с Крлежей* и Цесарцем*, печатался в журнале “Пламен”, вместе с другим представителем революционных экспрессионистов Т.Селишкаром (1900-1969) издавал футуристический журнал “Рдечи пилот”. Книга Селишкара “Трбовле” (“Trbovlje”, 1923), посвященная жизни и непосильному труду шахтеров, дает представление о социально ориентированном поэтическом творчестве, о том, как тема подневольного труда и протеста реализуется через экспрессионистскую технику стиха. Намеренно отвергая благозвучие, Селишкар использует контрасты и кричащие эпитеты, его почти всегда нерифмованный стих подчеркнуто угловат и тяжеловесен. Одним из ярких поэтов социального протеста был также М.Клопчич (1905-1984), впоследствии один из крупнейших словенских переводчиков поэзии (в том числе русской). В его сборнике “Пламенеющие оковы” (“Plamteöi okoci”, 1924), написанном под влиянием идей Октябрьской революции и в память о Ленине, заключена лирическая исповедь революционера, готового отдать жизнь ради переустройства мира.Самой яркой фигурой словенского экспрессионизма революционной направленности стал С.Косовел, возглавивший группу журнала “Младина”. В его творчестве наиболее полно раскрылись черты нового направления: патриотический пафос, бунтарский дух, социальный протест и выразительность формы. Программные выступления Косовела “Кризис” (“Kriza”) и “Механикам!” (“Mehanikom!”, 1925) стали своеобразными манифестами возглавляемого им направления; в его стихах, обогащенных поисками новой метрики и строфики, отразилось мироощущение человека переломной эпохи - они пронизаны трагическим осознанием обреченности старого мира, полны призывов к светлому будущему.Наиболее отчетливо взгляды на основные проблемы нового направления выразил литературный критик Т.Дебеляк в статье памяти Косовела (1926). Анализируя особенности словенского экспрессионизма или, как он называет это явление, “литературной революции”, Дебеляк делает акцент на творчестве католически ориентированных писателей, ибо, по его мнению, именно “мистико-религиозные основы” ведут современного человека к экспрессионизму. Отнеся поэзию “левых” (например, Подбевшека и Селишкара) к пролетарскому искусству, критик выводит за его пределы лишь Косовела, видя в нем центральную фигуру словенской экспрессионистской поэзии.Поэты, принадлежавшие к кругу христианско-социалистического журнала “Криж на гори”, - А.Водник (1901-1905) и Б.Водушек (1905-1978) представляли католическое течение в словенском экспрессионизме. Их поэзия, отстраненная от действительности, насыщена философскими и мистическими мотивами. Первый сборник Водника “Печальные руки” (“Zalostne roke”, 1922), в котором метафизический поиск гармонии через диалог с Богом сочетается с утонченностью поэтического языка, стал одним из заметных явлений словенского экспрессионизма. Тема одиночества, тоски и смерти как желанного перехода в мир небытия - центральная в его следующей книге “Кануны” (“Vigilije”, 1923). Свои взгляды на новое искусство он выразил в эссе “Песня и ты” (“Pesem in ti”, 1924). Для лирики крупнейшего впоследствии реформатора сонетной формы Водушека (сборник “Расколдованный мир”, “Odöarani svet”, 1939) характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека, его связям с природой. В русле “католического экспрессионизма” дебютировал крупнейший словенский поэт и общественный деятель второй половины XX в. Э.Коцбек (1904-1981). В 1939-1941 он редактировал журнал католической интеллигенции “Деянье” (“Dejanie”, “Действие”), со страниц которого призывал современников к деятельному участию в духовной и общественной жизни. Влияние идей экзистенциализма (Кьеркегор) и персонализма (Клодель) заметно в его сборнике “Земля” (“Zemlja”, 1934), мифологизирующем образы Земли и Смерти*. К творчеству экспрессионистов-католиков примыкает поэзия М.Ярца, формально не принадлежавшего ни к одному из литературных объединений, но в своих основных эстетических принципах близкого “крижевцам”. Поэзия Ярца проделала характерную эволюцию: от свободного стиха к строгому метру, от абстрактного “космизма” первой книги “Человек и ночь” (“Clovek in no6>, 1927), где лирический герой остается один на один со вселенной и с непостижимостью смысла человеческого бытия, к осознанию природы общественных противоречий и попытке выразить национальную идею.Особое место в словенской экспрессионистской традиции занимает пьеса С.Грума* “Происшествие в городе Гога” (“Dogodek V mestu Gogi”). Интерес ее автора сосредоточен на том, как протекает и чем разрешается душевный кризис индивидуума. Несмотря на преувеличенную натуралистичность и подчеркнуто фрейдистские мотивировки, эта гротескная драма несет в себе критический заряд, являя собой форму протеста против мещанской действительности, способной задушить все истинно человеческое.Середина 1930-х - время затухания интереса к экспрессионизму в Словении. В капитальном “Обзоре словенской литературы” (“Pregled slovenskega slovstva”, 1934) литературовед А.Слодняк говорит о нем как о состоявшемся (не без влияния западных образцов) явлении национальной литературы. Когда в 1938 к двадцатилетней годовщине образования югославского государства словенская литературная критика сделала попытку проанализировать прошедшие этапы развития национальной литературы, экспрессионизм в Словении был оценен ею как “революция поэтической формы” (А.Оцвирк) и как “исходная точка нового поэтического творчества” - социального реализма (Ф.Водник). Но к концу 1930-х экспрессионизм уже перестает быть живым направлением искусства и как явление “асоциальное”, “негуманное” и “декадентское” подвергается резкой критике со стороны литературоведов-марксистов И.Брнчича, Б.Фатура, В.Павшича. Интерес к нему вновь пробуждается в Словении уже после II мировой войны.Ант.: Pot skozi поб: Izbor iz slovenske futuristiöne in ekspresionistiöne lirike / Ur. F.Zadravec. Ljubljana, 1966; Upornik: Slovenska ekspresionistiöna enodejanka in prizori / F.Zadravec. Ljubljana, 1966.Лит.: JluSiö H. France Bevk. Ljubljana, 1964; A.Pogaönik J., Zadravec F. Ekspresionizem in socialni realizem. Maribor, 1972; Legtéa L. Ekspresionizem in novi realizem. Ljubljana, 1969; Komelj M. Slovensko ekspresionistiöno slikarstvo in grafika. Ljubljana, 1979; Obdobje ekspresionizma v slovenskem jeziku, knjizevnosti in kulturi. Ljubljana, 1984; PretnarT. PodbevSkov verz med tradicijo in avantgardistiöim eksperimentom. Ljubljana, 1984; Ekspresionizem in nova stvarnost na Slovenskem. 1920-1930. Ljubljana, 1986; KermaunerT. Slovenska drama dvajsetih let. Ljubljana, 1988; Dolgan M. Slovenski literarni programi in manifesti. Ljubljana, 1990; Zadravec F. Slovenska ekspresionistiöna literatura. Murska Sobota, Ljubljana, 1993; Dolgan M. Preglevo pripovedniStvo in ekspresionizem // Primerjalna knjtéevnost. Ljubljana, 1992. №2; Paternu В. Od ekspresionizma do postmoderne. Ljubljana, 1999; Алешина Л.С, Яворская H.B. Искусство Югославии. М., 1966; Краль Л. Период экспрессионизма в словенской драматургии // Славяноведение. 2000. № 1; Старикова H.H. К проблеме экспрессионизма в словенской литературе // Славянский альманах 2000. М, 2001.Н.Старикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.