- Словацкий экспрессионизм
- получил развитие в 1920-1930-е, в связи с приходом в искусство поколения, прошедшего через фронты I мировой войны. Свойственные этому поколению трагизм мировосприятия, поиски новых общественных и моральных критериев, скепсис и склонность к подчеркнутой субъективности были созвучны экспрессионизму. Распространению экспрессионизма способствовал и обострившийся интерес к зарубежному опыту, к философии Шопенгауэра, Бергсона, Ницше. Влияние экспрессионизма в литературе оказалось настолько ощутимым, что, по мнению словацкого ученого Я.Штевчека, “понятие экспрессионизма даже может быть использовано при определении общих эстетических и типологических контуров литературного процесса 20-х годов”. Тем не менее, словацкий экспрессионизм не сложился в систему программных установок. Скорее можно говорить об общности проблемно-тематических и стилевых тенденций и возрастании интенсивности эмоционально-оценочной экспрессии у многих писателей и художников, об “экспансии лирического субъекта в эпический контекст” (Я.Штевчек).Первым совместным изданием экспрессионистски ориентированных писателей был “Сборник молодой словацкой литературы” (“Zbornik mladej slovenskej literatury”, 1924), где была представлена “малая проза” Я.Алексы, Б.Братиславского, Г.Вамоша*, Т.Й.Гашпара, И.Горвата, Я.Грушовского* и др. Их творчеству присуща повышенная субъективность выражения, ассоциативность и метафоричность, орнаментализм и экзотичность.Одна из проблемно-тематических тенденций С.Э. связана с отношением к войне, которую писатели рассматривали как результат технического прогресса и морального банкротства буржуазного общества (“Туберкулезники”, “Tuberaci”, 1922, Б.Братиславского; “Депутация мертвых”, “Deputacia mrtvych”, Т.Й.Гашпара, 1922). С другой стороны, их внимание привлекали сложные общественные отношения в стране до и после 1918, как правило, изображенные на материале городской жизни, что раньше в словацкой литературе практически не наблюдалось (“Карьера и Фабрика”, “Kariera а Továreñ”, Я.Поничана, 1925 и др). Общая направленность этой прозы родственна экспрессионизму в разных его проявлениях (“сиротами декаданса” называл свое поколение Т.Й.Гашпар).Характерной чертой С.Э. стала опора на народное творчество, актуализация деревенской тематики, мифологизация природного начала. Специфически национальным явлением был особый вид литературного экспрессионизма - так называемая “лиризованная проза”, связанная с тематикой деревни и опирающаяся на представление о ней как о носителе нравственных норм и романтического протеста. В этой прозе преобладает субъективный аспект, совмещенный с поисками моральных ценностей в жизни народного (сельского) коллектива как источника жизнетворных импульсов. Отличительная черта лиризованной прозы - “дуалистическое расщепление” ее героев, оказавшихся “не между метафизикой и реальностью, а между двумя берегами антагонистического общества” (М.Томчик). В произведениях М.Урбана, П.Илемницкого, Й.Ц.Гронского, Л.Ондрейова, Д.Хробака, М.Фигули, Ф.Швантнера и др. проявляется стремление создать образ человека, “очищенного” от цивилизации и пытающегося жить по законам справедливости. Гиперболизируя драматизм и конфликтность человеческой судьбы, лиризованная проза обращается к легенде, балладе, преданию, мифу и тем самым приобретает эпическое звучание. Отсюда ее тесная связь с предшествующей литературой (отзвуки лиризованной прозы есть и в современной словацкой эпике - например, в творчестве Р.Яшика, П.Яроша).Следуя терминологии Я.Штевчека, можно говорить о “неоромантическом экспрессионизме” (или “протоэкспрессионизме”), примером которого является роман Я.Грушовского “Человек с протезом” (“Muz s protezou”, 1925), где крайний субъективизм уравновешивается “тематическим объективизмом” повествования. Как произведение “натуралистического экспрессионизма” можно обозначить роман Г.Вамоша “Атомы Бога” (“Atomy Boha”, 1928), в котором экспрессионистски обрисованный герой-одиночка, по специальности врач, в полной изоляции борется против погрязшего в болезнях мира, причем физиология служит в романе аллегорией противоречий социальной действительности (в основе романа лежит личный жизненный опыт автора). “Активистский” (или “виталистский”) экспрессионизм преобладает в романе П.Илемницкого “Победное падение” (1924, опубликован 1929): автор ведет мятежного героя через серию поражений к все новым дерзаниям, в итоге все же тщетным (конфликт строится на споре отца с сыном, один из основных мотивов - всепронизывающий страх). К “социальному экспрессионизму” принадлежит роман М.Урбана “Живой бич” (“Zivy biô”, 1927). Экспрессионистский конфликт отцов и детей* стоит в центре повести Ф.Швантера (1912-1950) “Две эпохи” (“Dve doby”), в романе Ю.Барча-Ивана (1909-1953) “Железные руки” (“Zelezne ruky”). Несомненны следы экспрессионистского мышления и поэтики в творчестве Й.Ц.Гронского*, принадлежащего к наиболее значительным словацким романистам межвоенного периода. Его герой - “маленький” человек, ведущий безнадежную борьбу за свое достоинство и жизнь, не только против общества, но и с самим собой. Романы Тройского проникнуты вниманием к индивидуальной судьбе, отмечены мистическим видением нового человечества.Эмоциональная стилизация, символика, элементы философской абстракции сказались в развитии словацкой драмы межвоенного двадцатилетия, испытавшей влияние А.Стриндберга*, В.Газенклевера*, Г.Кайзера*, Ф.Брукнера, Ю.О'Нила*. В ней находит воплощение экспрессионистский спектр тем - от болезненных личных трагедий до антимилитаристских и социально-революционных конфликтов. Впервые об экспрессионизме, в том числе и в словацком искусстве (драматическом и изобразительном) всерьез заговорил теоретик, историк литературы и поэт Штефан Крчмеры (1892-1955) в журнале “Словенске погляды” (“Slovenske роhfady”) в 1922-1924, где он опубликовал две новаторские пьесы Владимира Гурбана-Владимирова “S.O.S.” (1923) и “Homo sapiens” (1924), в которых значительную роль играл мотив раздвоения личности главного героя (более поздние экспрессионистские драмы В.Гурбана-Владимирова: “Дикие гуси”, “Dive husi”, 1933; “Замок скрипит”, “Zamka skripi”, 1941). Характерно для экспрессионистской драматургии стилизованно-аллегорическое творчество Я.Элена (“Трагедия страны”, “Tragedia zeme”, 1922; “Весна”, “Jar”, 1923; “Вхождение”, “Vstup”, 1924), Я.Поничана (“Два мира”, “Dva svety”, 1924), П.Илемницкого (“Странная сказка”, 1925), Э.Руско (“Огни”, “Plamene”, 1928), Ю.Барч-Ивана (“3000 людей”, 1935; “Человек, которого избили”, 1936; “Диктатор”, 1938), Ш.Кралика (“Большая река”, 1943). Художественные приемы экспрессионизма использовались отчасти и К.Ф.Урбановичем (“Вечная молодость”, “Vecna mladost”, 1925).Для режиссуры В.Шульца, Ф.Гофмана, Я.Ямницкого, Й.Цинцика характерны визуальные смещения, деформированные интерьеры, акцент на жесте и мимических слагаемых игры актера, на интонационной насыщенности артистического голоса и диалога. На словацких театральных деятелей оказали влияние взгляды чешского теоретика экспрессионизма Ф.Гетца*. Близкий в своих творческих поисках чешскому теоретику и зачинателю экспрессионистской режиссуры К.Г.Гилару* и немецкому режиссеру Л.Йеснеру*, Гофман актуализировал воздействие сценического искусства посредством адресной сатиры, иронии, сарказма (постановки 1939 “Бесконечная жажда”, “В конце пути”, “Пигмалион”, совместно с Ямницким).В сценографии над декоративно-иллюстративным элементом начинают преобладать архитектурное членение сцены, акцентированная перспектива и объемность, ритм и экспрессия линии, красок, света. Стилизацией и “кубизацией” сценического пространства, красочной насыщенностью костюмов отличались инсценировки Я.Градского, много почерпнувшего из практики австрийской (А.Роллер) и чешской (Гилар, Гофман) авангардной сценографии (“Гамлет”, “Яношик”, поставлены 1925; “Кавказский меловой круг”, 1926; “Макбет”, 1933 и др.). Повышенную выразительность сценического рисунка реализует в оперном и балетном репертуаре художник и сценограф Я.Ладвеница (“Золото Рейна”, 1928; “Волшебная флейта”, 1929; “Электра”, 1928). В сценографии проявилось влияние экспрессионистской живописи (богатство линий, большие цветовые плоскости, автономная функция красок, не совпадающих с реальным цветом предметов, отсутствие детализации и упрощенная стилизация видимых форм и т.д.). Стилизованные в экспрессионистском духе кулисы, деформированные интерьеры использовал позднее и словацкий кинематограф.В изобразительном искусстве Словакии зачинателем экспрессионизма был К.Каверна-Качмарик (1882-1916), который первым обозначил противоположность понятий “сецессионный”- “экспрессионистский” (см. Сецессия и экспрессионизм*). По-сезанновски выраженный образ городской окраины, символический утопизм графических листов, в которых первоначальный социальный смысл перекрывался конструктивистски-обобщенной стилизацией, - характерны для творчества Э.Крона (1882-1974). Э.Крон в 1921-1927 был директором Школы рисования и графики в г. Кошице, среди его учеников были К.Сокол, Й.Якоби, Ю.Сабо, К.Коллар. Из последователей школы “кошицкого экспрессионизма” следует упомянуть И.Вайнера-Краля. Самым социально ангажированным художником этого круга был А.Язуш (1882-1965), чей экспрессионизм носит подчеркнуто литературный характер. Его персональная выставка (Братислава, 1924) оказала влияние на Э.Гверка. Ко второму поколению “сецессионных” экспрессионистов относятся Й.Флах, В.Рутткая-Недетский, А.Вайсс-Кубинчан, которые, подобно Гверку, прошли через социальные основы сецессионного искусства, уроки сезаннизма и символический экспрессионизм. К поколению экспрессионистов, которые на протяжении всего творчества программно придерживались исходных позиций, принадлежал А.Прохазка; наиболее выразительно эти тенденции проявились у Й.Якоби (1903-1988) с его политическими карикатурами и социальным гротеском.Героико-монументальную стилизацию “жизни мифов и родной земли”, начиная с 1920, в своеобразной ритмической форме разрабатывает М.Бенка. Абеловский называет эту тенденцию “национальным экспрессионизмом”; с таким пониманием полемизируют в своем творчестве Я.Алексы ( 1894-1970) и М.Базовский (1899-1968). Диагональная композиция произведений Базовского, асимметричная ритмика, позволяющая противопоставлять детали и целое, свидетельствовали, по словам Абеловского, о “болезненном дуализме человека и мира”. В изобразительной сфере экспрессионизм также впитывал в себя фольклорные элементы; вовлечение народного творчества в “высокое искусство” было специфической чертой Школы художественных ремесел в Братиславе (1928-1938), где, помимо других, учились Л.Фулла и М.Галанда.Экспрессионизм занимал заметное место во всех областях словацкой культурной жизни 1920-1930-х и, отчасти, 1940-х, оставив после себя живое наследие, хотя он не имел ни организационной структуры, ни печатного органа, ни общих программных установок. В 1940-1950-е творцы и созданные ими произведения нередко замалчива-лиись и преследовались. С 1960-х словацкое литературоведение и искусствоведение вновь стало обращаться к отечественным традициям авангардного искусства.Лит.: Кгбтегу S. Sto pjedesiat rokov slovenskej literatury. Bratislava, 1942; Tomôik M. Na prelome epoch. Bratislava, 1966; Íesnakova-Michalkova J. Kapitoly z dejin slovenskeho divadla. Bratislava, 1967; Problemy literamej avantgardy. Bratislava, 1968; Ram-pak Z. Julius Barô-lvan. Bratislava, 1972; StevöekJ. Lyrizovana proza. Bratislava, 1973; Mraz A. PohFady na slovensku dramu. Bratislava, 1975; LajchaL. Suôasna slovenska scenografia. Bratislava, 1977; Cepan O. Kontury naturizmu. Bratislava, 1977; Vaross M. Martin Benka. Bratislava, 1981; StevöekJ. Dejiny slovenskeho romanu. Bratislava, 1984; Strauss T. Apokalypsa XX: Vychodoslovenska moderna 20. rokov. Praha, 1996; Abelovsky J. Zrod a zdroje maliarskoj moderny 1900-1938// Dejiny slovenskeho umenia 20. storocia. Bratislava, 2000; Batorova M. J.Ciger Hronsky a moderna. Bratislava, 2000.М. Баторова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.