Австрийский экспрессионизм


Австрийский экспрессионизм
   развивался во многом синхронно с экспрессионизмом немецким и охватил в начале XX в. все сферы искусства (литература, живопись, скульптура, музыка, театр, архитектура и др.). Это было время, когда австрийская культура стремительно преодолевала изолированность от Европы и заявляла о себе во всемирном историко-культурном контексте такими значительными именами как Р.-М.Рильке, Г.Тракль*, Ф.Кафка*, А.Шёнберг*, Э.Шиле*, З.Фрейд и многие другие. Накануне распада Австро-Венгерской монархии усилилось стремление к осознанию “австрийской сущности” национального искусства, были заложены основы ностальгического “габсбургского мифа” - неотъемлемой составляющей концепции самостоятельной австрийской культуры XX в.
   Хронологические границы австрийского экспрессионизма не столь очевидны, как в Германии, хотя основные этапы развития совпадают: 1) 1905-1910: постепенное нарастание экспрессионистских тенденций; 2)1910- начало 1920-х: экспрессионизм занимает ведущие позиции в литературно-художественной жизни; 3) 1920-е - начало 1930-х: движение затухает, экспрессионистские журналы постепенно сходят на нет, но экспрессионистский пафос еще сохраняется в творчестве многих писателей и художников. И в последующие десятилетия экспрессионизм сохранялся в австрийской культуре как некая сумма отработанных (но и постоянно обновляющихся) приемов.
   Характерной чертой “венского модерна”, в рамках которого в австрийской культуре вызревал экспрессионизм, было сосуществование различных течений и творческих доктрин (натурализма, романтизма, классицизма, реализма) при бесспорном первенстве импрессионизма в различных его разновидностях - вплоть до появления произведений, явно примыкавших к экспрессионизму (как, например, новелла А.Шницлера “Лейтенант Густль”, “Leutnant Gustl”, 1900). Идейным вдохновителем “венского модерна” был Х.Бар*, провозгласивший эмпириокритицизм Э.Маха “философией импрессионизма”, наиболее адекватно выражающей сущность австрийского (в первую очередь, венского) мироощущения, “нервного до кончиков пальцев”. Как в Берлине и Мюнхене, огромную роль играли венские литературные кафе “Гринштайдль” и “Централь”, среди завсегдатаев которых были К.Краус*, Х.Бар, А.Шницлер, П.Альтенберг, Г. фон Гофмансталь. Атмосфера рафинированного психологизма, утрачивающего всякую, даже относительную, цельность, естественным образом подводила к открытию области подсознательного в человеческой психике. До начала XX в. это открытие совершается (Шницлером в литературе, Климтом, затем А.Кубином* в живописи) независимо от З.Фрейда, что впоследствии признавал сам Фрейд. Так же параллельно открывалась и “зона эротического”, куда писатели и художники вступали вместе с З.Фрейдом, О.Вайнингером, Ф.Виттельсом, автором публицистического романа “Сексуальный голод” (“Der sexuelle Hunger”, 1908). Утонченный психологизм венского импрессионизма эволюционировал к экспрессионизму через эстетизацию эротики и поиски спонтанного выхода из состояния угнетенной сексуальности: проза и лирика М.Брода*, восторженно принятые берлинскими экспрессионистами, роман “Танцующая дура” (“Die tanzende Toerin”, 1909, опубликован 1911) А.П.Гютерсло*, драмы “Убийцы, надежда женщин” (“Moerder, Hoffnung der Frauen”, опубликована 1910) О.Кокошки*, “Древо познания” (“Der Baum der Erkenntnis”, 1919) Ф.Т.Чокора* и др.
   Заметным своеобразием отличалась культурная жизнь в Праге, где в начале XX в. на пересечении трех культур - чешской, немецкой и еврейской - возник пражский немецкоязычный литературный “остров” (М.Брод, Г.Майринк*, Ф.Кафка, Ф.Верфель*, Л.Перуц и др.). Здесь не было венской богемной утонченности, ощущалась оторванность от оживленной литературно-художественной жизни немецких и австрийских метрополий (Берлин, Мюнхен, Вена), на общую картину отчуждения человеческого “я” от социального окружения накладывалось чувство одиночества и страха. Предчувствие надвигающихся катастроф, хотя и активизировало художественные поиски в духе экспрессионизма, но - при попытках найти позитивные опоры - далеко разводило писателей в области идей, что сказывалось и на различии художественных средств. Социально определенная патетика Верфеля контрастировала с притчеобразной иррациональностью Кафки, сатирическая гротескность раннего Майринка еще ничем не напоминала его будущего мистицизма и оккультизма. Роль духовного вдохновителя пражских экспрессионистов играл М.Брод, поклонник философии М.Бубера, убежденный иудаист, который, однако, активно поддерживал убежденного католика Верфеля и Кафку. Особый колорит пражскому немецкоязычному экспрессионизму придавал мистифицированный образ Праги, который складывался еще в детском сознании писателей, но в их зрелом творчестве воплотился в символ непостижимо иррациональной, непреодолимой отчужденности личности от внешнего мира (“Процесс” и “Замок” Кафки, “Голем” Майринка и др.).
   Экспрессионизм публично заявил о себе в Австрии (за три года до провозглашения его в Германии) премьерой драмы О.Кокошки “Убийцы, надежда женщин” (1908, Вена). Близка экспрессионизму была и стихотворная новелла О.Кокошки “Мечтающие мальчики” (“Die träumenden Knaben”, 1908). Первой публичной выставкой австрийских художников-экспрессионистов считается выставка группы “Новое искусство” (“Neukunst”, декабрь 1909, Вена, салон Писко), где были представлены полотна и рисунки А.Кубина, А.Шёнберга, А.П.Гютерсло, Э.Шиле, А.Ханака, Э.Д.Озена и др. Крупнейшими представителями экспрессионизма в австрийской живописи были также Х.Бёкль, А.Файстауэр, Р.Герстль, А.Колих. Многие экспрессионисты оставили заметный след в разных видах творчества: Кубин выступал не только как художник, но и как писатель; Ханак - столяр-краснодеревщик, скульптор, писатель, музыкант; Шёнберг - композитор, художник, писатель, музыковед, режиссер; Гютерсло - художник, писатель, издатель, теоретик искусства; Шиле - художник, писатель, модельер, фотограф. Кокошка был одним из основоположников экспрессионизма в поэзии и драматургии, в портретной и пейзажной живописи, в книжной графике, в режиссерско-сценическом искусстве, выступал также и как теоретик, оказав заметное влияние на формирование программы берлинского журнала “Штурм”*, где сотрудничал с 1910. Многие театральные и сценические новации Кокошки (синтетическое единство образа, слова, жеста, тона и особенно первооткрытия в области световых эффектов) оказались по-настоящему востребованными лишь в театре второй половины XX в. То же можно сказать и о некоторых других австрийских художниках-экспрессионистах (Кубин, Шёнберг, Гютерсло, О.М.Фонтана* и др.).
   Второй период - выход экспрессионизма на ведущие позиции в литературе и искусстве Австрии - начинается с появления собственно экспрессионистских журналов и издательств. В 1909 экспрессионистов начал публиковать К.Краус* в “Факеле”, охотно предоставляли им место другие венские журналы: “Меркер” (“Der Merker”, 1909-1922), “Ваге” (“Die Wage”, “Весы”, 1898-1925), “Штром” (“Der Strom”, “Течение”, 1911-1914); типично экспрессионистским журналом был “Анбрух” (“Der Anbruch”, “Рассвет”, 1917-1922), публиковавший произведения и критические статьи Т.Дойблера*, А.Эренштейна*, П.Хатвани*, П.Корнфельда*, Р.Мюллера*, Э.Вайса*, А.Вольфенштейна* и иллюстрировавшийся художниками-экспрессионистами. В Инсбруке Людвиг фон Фикер издавал журнал “Бреннер”* (“Brenner”), который в 1910-1915 был полностью экспрессионистским (открытие и постоянная поддержка Г.Тракля, публикации Т.Дойблера, Х.Броха, А.Эренштейна, Э.Ласкер-Шюлер* и др.). Экспрессионистскими по декларациям и направлению были журналы “Гердер-блеттер”* (“Herder-Blätter”, “Гердеровские листки”, выходил в Праге), где печатались О.Баум*, М.Брод, Ф.Яновиц*, Х.Яновиц, Кафка, Верфель и др.; “Флугблатт”* (“Flugblatt”, “Прокламация”) О.М.Фонтаны, “Реттунг”* (“Die Rettung”, “Спасение”, 1918-1919), который издавали А.П.Гютерсло и Ф.Бляй; “Даймон”* (“Deimon”) и “Дер нойе Даймон” (“Der neue Daimon”, 1919), “Гефертен” (“Die Gefährten”, “Сподвижники”, 1920), выпускавшиеся “Товарищеским издательством” в Вене (Х.Зонненшайн*, А.Эренштейн, Ф.Верфель и др.).
   В I мировую войну, в ходе которой многим австрийским экспрессионистам, как и немецким, пришлось участвовать в боевых действиях, начинается процесс постепенного размежевания, который перерос в громкий литературный скандал в 1920, связанный с именами К.Крауса и Г.К.Кульки*. Но если немецкие сторонники “активизма”* непосредственно участвовали в революционных событиях (Ноябрьская революция 1918-1919, Баварская Советская Республика в 1920 и др.), то в Австрии (при наличии глубинных политических разногласий) баталии разворачивались на страницах газет, журналов и книг. Разделяя с немецкими экспрессионистами ощущение общего кризиса эпохи и предчувствие грядущих социальных потрясений, выдвигая сходные призывы к повышению “интенсивности личности” и “коллективной солидарности”, вызванные неприятием буржуазного общества и буржуазной морали, бюрократизации, индустриального прогресса, милитаризации и войны, австрийские экспрессионисты, будучи достаточно радикальными в эстетических поисках и в разработке острых этических и психологических проблем, в то же время - за редкими исключениями - были гораздо больше связаны с религиозной этической традицией (как правило, католической) и сохраняли привязанность к национальным австрийским корням. Австрийские “активисты” (А.Эренштейн, Г.К.Кулька, Ф.Верфель, Х.Кальтнекер*, Х.Зонненшайн, А.Броннен*, Р.Мюллер и др.) заметно отличались от немецких: для многих из них характерен достаточно быстрый и решительный отход от революционных позиций. “Поиски австрийского Эрнста Толлера* останутся безрезультатными” (Э.Фишер).
   Тем интенсивнее были эстетические открытия австрийских экспрессионистов, новаторство которых часто становилось очевидным лишь после II мировой войны. Особые заслуги в развитии экспрессионистской драмы и театра принадлежат О.Кокошке, Ф.Т.Чокору, Ф.Брукнеру*, А.Вильдгансу*, К.Краусу (“Последние дни человечества”), А.Броннену. Исключителен вклад австрийского экспрессионизма в музыкальное творчество XX в., сделанный, прежде всего, А.Шёнбергом в его экспрессионистский период (1906-1921) и его учениками А.Бергом* и А.Веберном. “Экспрессионистским” называют обычно период высшего подъема австрийского киноискусства в 1919-1925: от фильма “Кабинет доктора Калигари” (“Cabinet des Dr. Caligari”, 1919, режиссер P.Вине*) до им же снятого фильма “Кавалер роз” (“Der Rosenkavalier”, 1926). К числу знаменитых кинофильмов австрийского экспрессионизма относятся “Содом и Гоморра” (1922) и “Королева рабов” (“Die Sklavenkoenigin”, 1924) режиссера Михаэля Кертица. Совершенно исключителен вклад австрийских писателей в развитие экспрессионистской прозы, где они, по существу, уже в самом начале экспрессионистского движения были пролагателями новый путей: М.Брод в сборниках новелл “Смерть мертвым!” (“Tod den Toten!”, 1906), “Эксперименты” (“Experimenten”, 1907) и особенно в романе “Замок Норнепюгге” (“Schloss Nornepygge”, 1908), который нередко называют “первым экспрессионистским романом”, А.Кубин в романе “Другая сторона” (“Die andere Seite”, 1909), А.П.Гютерсло в романе “Танцующая дура”, Эрнст Вайс в романе “Каторга” (“Die Galeere”, 1913) и других его произведениях, А.Эренштейн и т.д. Вне контекста экспрессионизма невозможно понять творчество Ф.Кафки, который разрабатывал типично экспрессионистские конфликты (прежде всего, конфликт отцов и детей), использовал присущие экспрессионизму способы изображения (смещение перспективы, монтаж образов, опрокинутые сновидения и др.), в том числе близкие экспрессионизму приемы мифологизации. Кафка поддерживал личные и творческие контакты со многими экспрессионистами - М.Бродом, Э.Вайсом, Г.Майринком, А.Кубином и др.
   Поиски национально-культурной идентичности, которые в австрийской культуре усилились с конца XIX в., еще более обострились в период Первой республики (1918-1938), уже после распада Австро-Венгерской империи, когда, с одной стороны, продолжала действовать инерция культурного единства, но, с другой стороны, жившие за пределами собственно Австрии немецкоязычные писатели получали новое гражданство и порой болезненно переживали процесс адаптации к новым условиям и к новой национально-государственной идентификации (пражский немецкоязычный “остров” в условиях Чехословацкой республики). По сравнению с Германией, где тоже были региональные и диалектные различия, в Австро-Венгрии на эти различия наслаивались еще и другие: многонациональный состав империи придавал резкую определенность региональным очагам культуры - Вене, Праге, Будапешту, Братиславе (Пресбургу); славяне составляли значительную часть населения Австро-Венгерской монархии, что весьма заметно отражалось на развитии собственно немецкоязычной культуры - австрийские писатели часто имели славянских предков или даже родителей, чаще вступали в непосредственные контакты со своим славянским окружением, знали славянские языки (например, Ф.Кафка и М.Брод свободно владели чешским языком), читали славянских авторов в оригинале и переводили их, что так или иначе отражалось на их собственном творчестве; австрийские писатели в начале XX в. чаще и плодотворнее вступали в непосредственные контакты с Россией и русской культурой (Рильке, Тракль, Чокор, Кафка и др.); общее для европейской культуры “конца века” ощущение трагического упадка, кризиса традиционного гуманизма давало себя знать в распадающейся Австро-Венгрии особенно остро, что способствовало глубоким переменам и подъему австрийской культуры; в отличие от Германии, где католики и протестанты тесно соприкасались друг с другом в повседневной жизни, Австро-Венгрия была преимущественно католической, что наложило отпечаток и на развитие культуры в XX в. - дерзкие эстетические эксперименты соседствовали с политической и этической консервативностью.
   Эти различия способствовали тому, что затухание экспрессионизма проходило в Австрии гораздо медленнее, чем в Германии, где уже в середине 1920-х его начинают теснить “новая деловитость”* (“новая вещественность”), “магический реализм”*, экспериментальный агитационно-революционный театр и т.д. В Австрии экспрессионизм, трансформируясь, продолжал оставаться ведущей тенденцией до конца 1920-х, в отдельных (но весьма показательных) случаях переходя и в 1930-е (в творчестве Э.Вайса, А.П.Гютерсло, Ф.Т.Чокора, О.М.Фонтаны и др.). Крупнейшие художники и писатели последующих поколений не только плодотворно осваивали наследие экспрессионизма (Й.Рот, Э. фон Хорват, П.Целан, П.Хандке, К.Рансмайр и др.), но и прямо называли экспрессионистов своими учителями (X. фон Додерер).
   Соч.: Lyrik des expressionistischen Jahrzehnts. Von den Wegbereitern bis zum Dada. Wiesbaden, 1955, 1979; Literatur-Revolution 1910-1925. Dokumente, Manifeste. Programme. 2 Bde/ Hg. P.Poerlner. Dannstadt; Neuwied; Berlin-Spandau, 1960-1961; Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung / Hg. P.Raabe. München, 1965, Zürich, 1987; Expressionismus: Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1910-1920. Stuttgart, 1982; Hirnwelten funkeln: Literatur des Expressionismus in Wien / Hg. E.Fischer und W.Haefs. Salzburg, 1988.
   Лит.: Sapper T. Alle Glocken der Erde: Expressionistische Dichtung aus dem Donauraum. Wien, 1974; Hamann R., Hermand J. Expressionismus. Frankfurt a. M., 1975, 1977; Wauer B. Studien zum Expressionismus und seiner Rezeptionsgeschichte in der bildenden Kunst. München, 1982; Werlmer P. Physis und Psyche. Der österreichische Frühexpressionismus. Wien; München, 1986; Raabe P. Die Autoren und Bücher des literarischen Expressionismus. München, 1992; Expressionismus in Österreich. Die Literatur und die Künste / Hg. K.Amann, A.A.Wallas. Wien; Köln; Weimar, 1994; Literaturgeschichte: Österreich. Prolegomena und Fallstudien / Hg. W.Schmidt-Dengler, J.Sonnleitner, K.Zeyringer. Berlin, 1995; Hauptwerke der österreichischen Literatur/ Hg. E.Fischer. München, 1997.
   А. Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Австрийский экспрессионизм" в других словарях:

  • Экспрессионизм (литература) — Первое издание романа Кафки «Замок» Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений в рамках европейского …   Википедия

  • Экспрессионизм —         (от лат. expressio выражение, выявление) направление в европ. иск ве и лит ре, возникшее в 1 х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит ре привело к… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыкальный экспрессионизм —    Термин “экспрессионизм” применяют к музыке по аналогии с другими искусствами, прежде всего с живописью, литературой, драматическим театром. Среди первых известных примеров музыковедческого употребления термина статья австрийского композитора и …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Шёнберг, Арнольд — У этого термина существуют и другие значения, см. Шёнберг (значения). Арнольд Шёнберг Arnold Schoenberg …   Википедия

  • Друскин, Михаил Семёнович — Друскин Михаил Семёнович Дата рождения 14 января (1 января) 1905(1905 01 01) Место рождения Киев Дата смерти …   Википедия

  • Шёнберг А. —         (Schцnberg) Арнольд (13 IX 1874, Вена 13 VII 1951, Лос Анджелес) австр. композитор, педагог, муз. теоретик и дирижёр. Глава т. н. новой венской школы. Род. в семье небогатого купца. В детстве учился играть на скрипке и виолончели, тогда… …   Музыкальная энциклопедия

  • Австрия —         (Оsterreich), Австрийская Республика, государство в Центральной Европе. На территории Австрии найдены многочисленные памятники искусства палеолита и неолита (в т. ч. знаменитая Венера из Виллендорфа , Естественноисторический музей, Вена) …   Художественная энциклопедия

  • Перуц, Лео —    см. Австрийский экспрессионизм …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Кертиц, Михаэль —    см. Австрийский экспрессионизм …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме… …   Литературная энциклопедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.