Музыкальный экспрессионизм


Музыкальный экспрессионизм
   Термин “экспрессионизм” применяют к музыке по аналогии с другими искусствами, прежде всего с живописью, литературой, драматическим театром. Среди первых известных примеров музыковедческого употребления термина - статья австрийского композитора и критика Х.Тиссена, опубликованная в 1918, и эссе А.Шеринга “Введение в искусство современности”, где рассматривается “экспрессионистское движение в музыке”. С тех пор до настоящего времени термин имеет самое широкое распространение. Непосредственные предвестники музыкального экспрессионизма - поздние творения Г.Малера, оперы “Саломея” (1905) и “Электра” (1908) Р.Штрауса (в этой связи В.Конен говорит о музыкальном “предэкспрессионизме”). Соприкосновения с экспрессионизмом обнаруживают отдельные сочинения Эйслера, Э.Кшенека, П.Хиндемита (опера “Убийцанадежда женщин”, 1921, по драме О.Кокошки*), опера “Дальний звон” (1912) Ф.Шрекера. Однако в узком смысле с музыкальным экспрессионизмом связывают обычно сочинения главы “новой венской школы” А.Шёнберга*, созданные с 1908 до начала 1920-х, и большинство произведений его ученика А.Берга*. Принадлежность к экспрессионизму другого ученика Шёнберга, А.Веберна, остается дискуссионной.
   Повышенную экспрессивность и неслыханную ранее эмоциональную напряженность дал отказ от традиционной ладотональной системы с ее опорой на мажоро-минорные соотношения, что получило в музыковедении название “свободная атональность”. Сам А.Шёнберг не признавал негативного определения “атональность”, предлагая взамен “пантональность”, что не закрепилось на практике, или “политональность” (этот термин употребляется современным музыковедением в ином смысле).
   Свободная атональность характеризуется усложнением музыкального языка, его предельной хроматизацией, “эмансипацией диссонанса”, утратой ощущения ладового центра (тоники), предполагавшего переход неустойчивых функций в устойчивые. Такая организация музыкальной ткани соответствовала тем психофизическим, эмоциональным состояниям, которые в преддверии и в течение I мировой войны испытывали художники, обостренно почувствовавшие зыбкость земного существования; они ощутили себя в мире, в котором почва колеблется под ногами, где не осталось ничего прочного, стабильного, лишь неопределенные, ускользающие тени смыслов среди непостижимой иррациональной стихии. Поскольку движение к атональности носило в начале XX в. очень широкий характер, вполне обоснованной представляется иная - более расширительная - трактовка понятия “музыкальный экспрессионизм”, находящая его проявления в произведениях композиторов самых разных стран (русских, польских, чешских, словацких, венгерских, итальянских, шведских, американских и др.) не только первой трети XX в., но также и последующих десятилетий, включая и вторую его половину. Следует подчеркнуть, что не существует полного совпадения свободной атональности и экспрессионизма, который предполагает прежде всего специфическое видение мира.
   К экспрессионизму нередко относят творчество позднего А.Скрябина. Его неповторимый символистский звуковой космос окрашивается особой эмоциональной интенсивностью в период изживания законов мажоро-минорной системы и применения нового типа звуковысотной ладовой организации, сонористически близкой свободной атональности, но не тождественной ей. Показательны образные переклички некоторых сочинений нововенцев (например, фортепьянной сонаты А.Берга, 1909) с произведениями Скрябина, что объясняется независимыми друг от друга параллельными исканиями путей к обновлению музыкального языка и не предполагает прямых взаимовлияний. На российской почве следует упомянуть последователей Скрябина - Н.Рославца, Н.Мясковского (в особенности его “Десятую симфонию”, в которой композитор, по его собственным словам, “попробовал Шёнберга”), Д.Шостаковича, создавшего оперу “Катерина Измайлова” (1934) под непосредственным впечатлением от “Воццека”* Берга, “модернистские” опыты молодого С.Прокофьева (оперы “Маддалена”, 1911; “Игрок”, 1929, фортепьянные “Сарказмы”). Отчетливые соприкосновения с поэтикой экспрессионизма обнаруживает творчество венгра Б.Бартока. В особенности это касается балета “Чудесный мандарин” (1919, поставлена 1926), сюжетные мотивы которого предвосхищают отдельные моменты оперы Берга “Лулу”. (В обоих произведениях в гнетущей атмосфере индустриального города действуют проститутка, ее сутенеры и клиенты.) Экспрессионистские веяния отразились в польской музыке - в позднем творчестве К.Шимановского, у Г.Бацевич, В.Лютославского (Траурная музыка, 1960, Постлюдии), К.Пендерецкого (в особенности в операх “Дьяволы из Лудена”, 1969, и “Черная маска”, 1986) и др. Экспрессионистские элементы возникают у чеха А.Хабы, американца Ч.Айвза, итальянцев А.Казеллы, Ф.Малипьеро, Л.Даллапикколы.
   Экспрессионизм как направление наиболее последовательно воплотился на австро-германской почве, и иные национальные его проявления могут совпадать с музыкальным экспрессионизмом в Австрии и Германии лишь отдельными гранями, иногда существенно от него отличаясь. Так, например, Скрябину совершенно не свойственно трагическое мироощущение, характерное для творчества нововенцев 1910-1920-х. Различия могут пролегать в сфере выбора героя, в специфике пространственно-временных координат картины мира и т.д. При множестве совпадающих и несовпадающих параметров общим знаменателем будет беспокойный “ландшафт” мятущейся человеческой души, выраженный атональными средствами.
   Действие экспрессионистских эстетических принципов за пределами новой венской школы нельзя признать до конца изученным, нет единой точки зрения на конкретные факты художественной жизни. Экспрессионистское мироощущение не исчерпало себя и в наши дни, давая все новые примеры возрождения и обновления традиции. В Германии были отмечены экспрессионистские тенденции в творчестве Б.А.Циммермана, К.Штокхаузена, Х.В.Хенце, В.Рима и др. Экспрессионистская линия в России проявлялась и в последние десятилетия XX в. не как доминирующее направление, но как один из существенных духовных ориентиров для композиторов разных поколений. Особое место в этом ряду принадлежит А.Шнитке, в музыке которого ярко выраженные экспрессионистские элементы соединились с иными элементами в оригинальном панстилистическом синтезе. Опосредованное воздействие экспрессионизма можно найти в отдельных сочинениях С.Губайдулиной. Не всегда здесь правильно было бы говорить об экспрессионизме как таковом, речь должна идти об определенных перекличках с ним, о сгущенной экспрессивности музыкального высказывания, отражающей кричащие противоречия современности и самоощущение человека в ней.
   Лит.: Schering А. Die expressionistische Bewegung in der Musik// Einführung in die Kunst der Gegenwart. Leipzig, 1919; Stuckenschmidt H.H. Was ist musikalischer Expressionismus?// Melos. 1969. H. 1; Друскин M. Австрийский экспрессионизм// Друскин M. О западноевропейской музыке XX века. М., 1973; Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975; Тараканова Е. Современная музыка и экспрессионистская традиция // Западное искусство. XX век. СПб., 2001.
   Е. Тараканова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Музыкальный экспрессионизм" в других словарях:

  • Экспрессионизм — (от лат. expressio выражение)         направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920 е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1 й четверти 20 в. (включая 1 ю мировую войну и последовавшие… …   Большая советская энциклопедия

  • Экспрессионизм —         (от лат. expressio выражение, выявление) направление в европ. иск ве и лит ре, возникшее в 1 х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит ре привело к… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыкальный стиль —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавл …   Википедия

  • Русская культура и экспрессионизм —    В России характерные для экспрессионизма идеи и образы нашли воплощение в деятельности ряда групп и в творчестве отдельных авторов на разных этапах их эволюции, порою в единичных произведениях. Однако как художественное движение экспрессионизм …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Венгерский экспрессионизм —    возник в канун I мировой войны. Очагами его были журналы “Тетт”* (“A Tett”, “Действие”, 1915), закрытый цензурой в следующем году, и наследовавший ему “Ma”* (“Ma”, “Сегодня”), который просуществовал с 1919 в эмиграции в Вене до 1925. Особенно… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Стиль музыкальный —         термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, к рая служит воплощению того или иного идейно образного содержания. В музыке это музыкально эстетич. и музыкально историч. категория. Понятие стиля в музыке,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз)         вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… …   Большая советская энциклопедия

  • Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз)         вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… …   Большая советская энциклопедия

  • Келдыш, Георгий (Юрий) Всеволодович — род. 29 авг. 1907 в Петербурге. Музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР. (1966). Кандидат искусствоведения (1940). Доктор искусствоведения (1947); диссертация "Художественнее мировоззрение В. В. Стасова". Член корреспондент… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Берг Альбан — Берг (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена, ‒ 24.12.1935, там же), австрийский композитор. Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. Изучал композицию под руководством А. Шёнберга, оказавшего значительное влияние на формирование… …   Большая советская энциклопедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.