Лени, Пауль


Лени, Пауль
(Leni, Paul)
(псевдоним; настоящие имя и фамилия Леви, Пауль Иозеф, Levi, Paul Jozsef, 08.07.1885, Штутгарт - 02.09.1929, Лос-Анджелес / Голливуд, США)
    немецкий кинорежиссер и художник. Сын банкира. Проучившись год в гимназии, продолжил образование в художественно-промышленной мастерской, где овладел навыками рисовальщика. Затем продолжил учебу в берлинской Академии изящных искусств. К середине 1900-х Л. получил известность как плакатист, карикатурист и график. В этом качестве впервые соприкоснулся с работой для кино, создав плакат “Киновыставки”, открывшейся в 1908; спустя два года разработал логотип для специализированного журнала о кино “Лихтбильд-Бюне” (“Lichtbild-Büne”) и оформил интерьер одного из столичных кинотеатров. С 1910 работал в качестве сценографа в различных театрах Берлина, оформив множество спектаклей. Его эскизы декораций к “Макбету” экспонировались в 1913 на 25-й выставке “Берлинского Сецессиона”. Л. активно участвовал и в других выставках, проводившихся в эти годы, демонстрируя свою графику, эскизы декораций к спектаклям и киноплакаты.
   В 1913 Л. приходит в кинопроизводство прежде всего как художник-декоратор, мастер интерьера. Он сотрудничал в этом качестве с Дж.Майем (“Бронированный склеп”, “Das Panzergewölbe”, 1914), M.Маком (“Восьмая заповедь”, “Das achte Gebot”, 1915 и “Кошачья тропа”, “Der Katzensteg”, 1915), Э.Любичем (“Король блузок”, “Der Blusenkönig”, 1917). Одновременно продолжал заниматься живописью и графикой, участвовал в выставках журнала “Штурм”*, где выставлялись художники-экспрессионисты.
   Как режиссер Л. дебютировал документально-игровым фильмом “Полевой доктор” (“Der Feldarzt”, 1917), позже сокращенным и вышедшим под названием “Дневник доктора Харта” (“Das Tagebuch des Dr. Hart”) - образчиком военно-пропагандистской кинопродукции, где мелодраматическая интрига сочеталась с документальными эпизодами фронтовой жизни. С первых же шагов в режиссуре он становится одним из самых плодовитых немецких кинематографистов, меняя жанры - от мелодрамы “Прима Вера” (“Prima Vera”, 1917) и сказки “Спящая красавица” (“Dornröschen”, 1917) до непритязательной комедии “Платонический брак” (“Die platonishe Ehe”, 1918) и экранизации шотландской баллады “Пасьянс. Карты смерти” (“Patience. Die Karten des Todes”, 1919-1920).
   Став сценаристом и постановщиком, он продолжал участвовать в художественно-декорационном решении фильмов других режиссеров: Э.А.Дюпона (“Белый павлин”, “Die weisse Pfau”, 1920), Р.Освальда (“Леди Гамильтон”, “Lady Hamilton”, 1921), К.Груне (“Жертва женщины”, “Frauenopfer”, 1921-1922, по пьесе Г.Кайзера*) и др. Нередко его роль как художника оказывалась определяющей, и в таких случаях он именуется в справочниках “бильд-режиссером” или “сорежиссером”: например, в приключенческой ленте “Загадка Бангалора” (“Das Rätsel von Bangalor”, 1917, режиссер А. фон Анталфи), которая свела его с актером К.Фейдтом*, или в “Черном ходе” (“Hintertreppe”, 1921, сорежиссер Л.Йеснер*), психологической истории в стиле “каммер-шпиле”, придуманной К.Майером, одним из авторов фильма “Кабинет доктора Калигари” (режиссер Р.Вине*), которая разыгрывалась в экспрессионистских, деформированных, с искаженными пропорциями декорациях Л.
   Среди его собственных первых кинопостановок, в которых он стремился реализовать экспрессионистское понимание кинематографа как* “ожившей живописи”, критика благосклонно приняла трагедийную костюмную ленту “Заговор в Генуе” (“Die Verschwörung zu Genua”, 1920-1921, по пьесе Шиллера “Заговор Фиеско в Генуе”), где Л. удачно избежал приемов “заснятого театра” - пути, на который его толкали живописная подготовка и опыт мастера пластического изображения. Убежденный приверженец экспрессионизма, Л. ставит фильм “Кабинет восковых фигур” (“Das Wachsfigurenkabinett”, 1923), в котором наиболее полно реализует экспрессионистскую программу. Хотя в изобразительном решении, в драматургической конструкции и даже в названии очевидны влияния, которых не избежали ни сам режиссер, ни автор сценария Х.Галеен, ни оформитель-декоратор Э.Штерн, бывший одним из теоретиков экспрессионизма, художественное новаторство этого фильма неоспоримо. Три эпизода (структура, возможно, навеянная “Усталой смертью” Ланга*) - три образа тирании, представленные Гарун аль-Рашидом, Иваном Грозным и Джеком-Потрошителем и воплощенные, соответственно, Э.Яннингсом, К.Фейдтом и В.Краусом. Проблема актера и декораций, обостренная экспрессионистской установкой на условные, стилизованные пластические формы, получила новое решение благодаря тому, что исторические персонажи являлись зрителю как ожившие в сновидении восковые фигуры. По мнению Л., “только выражение психологического восприятия чего-либо посредством изображения можно назвать актом художественно-кинематографического творчества. Изображение в кадре передает переживания людей. Улица в Париже в этом случае - не улица в Париже, а результат визуально-психологического восприятия этой улицы”. Столь же важным выразительным средством в фильме, балансирующим между гротеском и “фильмом ужасов”, становится свет, которым оператор Х.Лерски дорисовывает кошмарные сновиденческие фантазии. Фильм оказался главным в короткой биографии режиссера и “лебединой песней экспрессионизма” (Ж.Садуль).
   В 1925-1926, используя опыт киноавангардистов (Х.Рихтера и других), создававших рисованные абстрактные экранные композиции, Л. работал - как автор идеи и художественный руководитель - над созданием так называемых “фильмов-ребусов”, рекламировавших товары больших универсальных магазинов (“Ребус-фильм” и “Ребус-фильм: фильм-решение”, “Rebus Film”, “Rebus Film: Auflösungsfilm”, N2 1-8). Он продолжал оформлять спектакли и представлять свои сценографические работы на выставках. В 1926 оформил обложку для книги Р.Курца “Экспрессионизм и кино”. В том же году Л. получил приглашение в Голливуд, где он - один из немногих художников-экспрессионистов, сохранивших до конца верность этому направлению, - использовал его элементы, разрабатывая новый тип “фильмов ужасов” (“Кот и канарейка”, “The Cat and the Canary ”, 1926-1927). В том же ключе он поставил фильмы “Китайский попугай” (“The Chinese Parrot”, 1927), “Человек, который смеется” (“The Man Who Laughs”, 1927-1928, по В.Гюго, с К.Фейдтом в главной роли), а также звуковую, но без диалогов, картину “Последнее предупреждение” (“The Last Warning”, 1928) с декорациями и панорамами, выполненными в экспрессионистской традиции. Разработанная в этом фильме шоковая техника и, не в последнюю очередь, внушающие страх, искаженные в пропорциях декорации зданий вошли в арсенал жанра, развитого затем А.Хичкоком. Таким образом, Л., умерший в начале эры звукового кино, а в его лице и немецкий экспрессионизм, оказали немалое влияние на американский кинематограф.
   Другие фильмы: “Принц Кукук” (“Prinz Kuckuck”, 1919), “Истина торжествует!” (“Die Wahrheit siegt!”, режиссер Д.Май, 1918-1919, сценарий П.Лени), “Дети тьмы” (“Kinder der Finsternis”, режиссер Э.А.Дюпон, 1921, художник П.Лени), “Трагедия любви” (“Tragödie der Liebe”, режиссер Дж.Май, 1922-1923, художник П.Лени), “Любовные письма баронессы фон С...” (“Die Liebesbriefe der Baronin von S...”, режиссер Г.Галеен, 1924, художник П.Лени), “Фермер из Техаса” (“Der Farmer aus Texas”, режиссер Д.Май, 1925, художник П.Лени), “Танцор моей жены” (“Der Tänzer meiner Frau”, режиссер А.Корда, 1925, художник П.Лени), “Манон Леско” (“Manon Lescaut”, режиссер А.Робисон, 1925-1926, художник П.Лени), “Фиакр № 13” (“Fiaker № 13”, режиссер М.Кертиц, 1925-1926, художник П.Лени), “Золотая бабочка” (“Der goldene Schmetterling”, режиссер М.Кертиц, 1926, художник П.Лени).
   Лит.: Kurtz R. Expressionismus und Film. Berlin; Frankfurt, 1926; Lotte H. Dämonische Leinwand. Wiesbaden; Biebrich, 1955; Frankfurt a. M., 1975; Paul Leni. Dokumentation und “Das Wasch figurenkabinett” im Kritik-Spiegel seiner Zeit// DIF. Filmkundige Mitteilungen. № I. März 1970; Paul Leni-Grafik, Theater, Film / Hg. H.M.Bock. Frankfurt a. M., 1986; BrandmeierT. Paul Leni// Film. 1986. № 12; Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино. M., 1977.
   А. Трошин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Лени, Пауль" в других словарях:

  • ЛЕНИ Пауль — (Leni) (8.7.1885—2.9.1929), немецкий режиссёр, художник. Учился в берлинской Академии изящных искусств. Был актёром, художником, режиссёром в «Немецком театре» М. Рейнхардта. Как художник кино дебютировал в фильме «Кошачья тропа» (1913).… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Вегенер, Пауль — (Wegener, Paul) (11.12.1874, Бишдорф / Эрмланд, по другим источникам Еррентовитц / Арнольдсдорф, Восточная Пруссия 13.09.1948, Берлин)    немецкий актер, режиссер, сценарист. Сын прусских помещиков, В. рано проявил интерес к поэзии и театру. Еще… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Leni, Paul —    см. Лени, Пауль …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Rammstein — У этого термина существуют и другие значения, см. Рамштайн. Rammstein …   Википедия

  • Группа Rammstein — Rammstein Rammstein …   Википедия

  • Раммштайн — Rammstein Rammstein …   Википедия

  • Рамштайн (музыкальная группа) — Rammstein Rammstein …   Википедия

  • Фильмы Германской Империи — Фильмы Германской Империи …   Википедия

  • Список фильмов Германской империи — Фильмы Германской Империи …   Википедия

  • Триумф воли — Triumph des Willens Жанр …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.