- Лёрке, Оскар
- (Loerke, Oskar)(13.03. 1884, Юнген, Западная Пруссия - 24.02.1941, Берлин)немецкий поэт, прозаик, критик. Родился в многодетной крестьянской семье. По окончании гимназии в Грауденце (1903) поступил в Берлинский университет, где с 1903 по 1907 изучал философию, германистику, историю и музыку. В первые три года творческой жизни (1907-1910) Л. опубликовал - рассказы “Винета” (“Viñeta”, 1907), “Франц Пфинц” (“Franz Pfinz”, 1909) и роман “Строительство башни” (“Turmbau”, 1910). Вскоре после выхода первого поэтического сборника “Странствие” (“Wanderschaft”, 1911), отразившего, в частности, впечатления от путешествия по Германии и Франции, Л. получил премию Кляйста (1913) и отправился в поездку - по Алжиру и Италии, откуда возвратился с новыми стихами, составившими два сборника под названием “Стихотворения” (“Gedichte”, 1915, и “Gedichte”, 1916; второй из них он впоследствии включил в свою лучшую, по общему мнению, книгу стихов “Музыка Пана”, “Pansmusik”, 1929). В последующие годы Л. время от времени обращался к прозаическим жанрам, но главным “неизбежным для себя занятием” считал поэзию. Последние двадцать лет жизни (1921-1941) он посвятил исключительно поэзии, отвлекаясь периодически на блестящую литературную и музыкальную критику, в которой многие исследователи склонны видеть его истинное призвание.Ранняя лирика Л. тематически расслаивается на городскую и пейзажную, композиционно - на полярные циклы внутри каждого отдельного тома стихов (“Таинственный город”, “Die heimliche Stadt” и “Небо над дорогой”, “Флигель” и “Фрагменты восхождения на гору”). Постепенно антагонизм города и природы снимается, в 1926 Л. признал решающим для себя опыт их интеграции. Не противостояние, а “мягкое перетекание одного в другое” (в чем явно сказывается увлечение поэта философией дао) характеризует его восприятие действительности, “все его переживания двулики” (В.О.Штомпс). Л. называл себя “революционером с зеркалом” - он установил между “я” и космосом, внутренним и внешним, мечтой и действительностью зеркальные отношения, провоцируя “хрупкие столкновения” (М.Хайман): “Мы парим посреди мира / Под зеркальной бесконечностью / Над морем звезд”; опорные пункты поэтики его - музыка (игра звуками, изощренная мелодика, ассонансы), магия слов и взаимных превращений. Язык Л. свободен от аномалий и деформаций, свойственных экспрессионизму, отсутствие “языкового эксгибиционизма” (В.Мушг) с лихвой компенсируется сгущенностью и “щегольством” языка. Некоторые авторы признают причастность Л. к экспрессионизму с большими оговорками или вовсе отрицают ее, относя его к запоздалым романтикам или импрессионистам. Ему чужды экспрессионистская ирония и гротеск, но мотивы его лирики, метафорика, урезанный синтаксис - характерно экспрессионистские.С 1914 Л. постоянно жил в Берлине; с 1917 вплоть до конца жизни работал в издательстве Фишера. Член прусской Академии искусств (1926), - постоянный секретарь секции литературы Академии (1928). Уволен с поста в 1933 в связи с отказом поддержать нацистский режим. Умер от сердечного приступа.Соч.: Pompeji. Gedichte. 1921; Die heimliche Stadt. Gedichte. 1921; Zeitgenossen aus vielen Zeiten. Essays. 1925; Der längste Tag. Gedichte. 1926; Atem der Erde. Gedichte. 1930; Der Silberdistelwald. Gedichte. 1934; Magische Verse. Gedichtauswahl. 1938.Лит.: Deschner К. Oskar Loerke// Expressionismus. Gestalten einer literarichen Bewegung. Heidelberg, 1956; MuschgW. Von Trakl zu Brecht. Dichter des Expressionismus. München, 1961; Gebhard W. Oskar Loerkes Poetologie. München, 1968; Neumann G. Oskar Loerke // Expressionismus als Literatur. Bern; München, 1969.Ю.Логинова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.