- Магический реализм
- один из самых “блуждающих” искусствоведческих и литературоведческих терминов XX в. Впервые был употреблен в 1923 немецким искусствоведом Францем Роо для характеристики новых явлений в немецкой живописи и некоторое время использовался в этом смысле как синоним “новой деловитости”* (“новой вещественности”, - понятия, впервые введенного также в 1923 директором художественного салона в Манхейме Г.Ф.Хартлаубом. Оба термина обозначали прежде всего то новое, что возникло в немецком искусстве после экспрессионизма, и были направлены против субъективной деформации предметного мира, лишавшей его “природных”, не зависящих от субъективного восприятия контуров. Но дальнейшая судьба понятий (и самих явлений) была различной: термин “новая деловитость” (“новая вещественность”) соотносится прежде всего с 1920-ми и началом 1930-х. В Германии термин “М. р.” распространился на самые различные явления литературы и искусства; в Италии М.Бонтемпелли в 1927 в журнале “900” (“Новеченто”) начинает разрабатывать понятие “магический реализм” применительно к литературе (журнал выходил на французском языке, имел международный состав авторов). В 1927 Ортега-и-Гассет публикует на испанском языке свой перевод книги Ф.Роо “Магический реализм” (“Magischer realismus. Probleme der neuesten europäischen Malerei”), и с этого времени начинается длительная история этого термина в литературах Латинской Америки. Свою собственную историю имеет “М. р.” в бельгийской литературе, в Австрии, в искусстве США; во Франции его нередко приравнивали к сюрреализму (А.Бретон); “магическими реалистами” нередко называют таких писателей, как И.Андрич*, А.Платонов и др.В самой Германии “М. р.” дал себя знать с 1920-х в жанре философской пейзажной лирики (“натургедихт” - Naturgedicht), сначала в творчестве Оскара Лерке* и Вильхельма Лемана, а затем в поэзии и прозе группы писателей, объединявшихся вокруг журнала “Колонна” (“Die Kolonne”, 1929-1932); в их число входили как бывшие участники экспрессионистского движения (Г.Казак*), так и более молодые, связанные с его традициями: Гюнтер Айх, Элизабет Ланггессер, Петер Хухель, Ода Шефер, Хорст Ланге и др. Их деятельность отразилась в литературных дискуссиях 1950-1960-х, когда магические реалисты противопоставлялись “Группе 47” (Х.В.Рихтер, Г.Белль, В.Шнурре и др.). Особенно наглядно связь экспрессионизма и “М. р.” прослеживается в творчестве X.Казака.Основным признаком (или художественным приемом), объединяющим экспрессионизм с различными национальными и региональными вариантами “М. р.” является “двоемирное” художественное пространство произведения, которое может быть либо отчетливо разделено на реально-рациональное и фантастически-иррациональное (как в романах “Другая сторона” А.Кубина* и “Город за рекой” Г.Казака), либо организовано так, что в обыденную реальность вторгаются ирреальные (внерациональные, природно-космические) элементы до тех пор, пока эта обыденная реальность не превращается в ирреальную (примерами служат обычно стихотворения Я. Ван Ходдиса* “Конец света”, лучшие образцы жанра “натургедихт”, многие стихотворения Г.Айха, К.Кролова, повесть “Проклятый двор” И.Андрича, романы “Чевенгур” А.Платонова, “Сто лет одиночества” Г.Гарсиа Маркеса и др.).Соч.: Казак Г. Город за рекой// Гелиополис. Немецкая антиутопия. Романы. М., 1992.Лит. : Roh F. Nachexpressionismus. Magischer Realismus. Probleme der neuesten europäischen Malerei. Leipzig, 1925; 1958; Schmied W. Neue Sachlichkeit und Magischer Realismus in Deutschland. 1918-1933. Hannover, 1969; Мальчуков Л.И. Реализм и “магический реализм” в западногерманской литературе 1945-1949 Дисс. Л., 1971; Hülsweg-Johnen J. (Hg.) Neue Sachlichkeit - Magischer Realismus. Bielefeld, 1990; Scheffel M. Magischer Realismus. Die Geschichte eines Begriffes und ein Versuch seiner Bestimmung. Tübingen, 1990; Кофман А.Ф. Проблема магического реализма в латиноамериканском романе// Современный роман. Опыт исследования. М., 1990; Kirchner D. Doppelläugige Wirklichkeit: magischer Realismus und nichtfaschistische Literatur. Tübingen, 1993; ГугнинА.А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления. М., 1998; Гугнин A.A. Магический реализм// Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.А. Гугнин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.