Магический реализм


Магический реализм
   один из самых “блуждающих” искусствоведческих и литературоведческих терминов XX в. Впервые был употреблен в 1923 немецким искусствоведом Францем Роо для характеристики новых явлений в немецкой живописи и некоторое время использовался в этом смысле как синоним “новой деловитости”* (“новой вещественности”, - понятия, впервые введенного также в 1923 директором художественного салона в Манхейме Г.Ф.Хартлаубом. Оба термина обозначали прежде всего то новое, что возникло в немецком искусстве после экспрессионизма, и были направлены против субъективной деформации предметного мира, лишавшей его “природных”, не зависящих от субъективного восприятия контуров. Но дальнейшая судьба понятий (и самих явлений) была различной: термин “новая деловитость” (“новая вещественность”) соотносится прежде всего с 1920-ми и началом 1930-х. В Германии термин “М. р.” распространился на самые различные явления литературы и искусства; в Италии М.Бонтемпелли в 1927 в журнале “900” (“Новеченто”) начинает разрабатывать понятие “магический реализм” применительно к литературе (журнал выходил на французском языке, имел международный состав авторов). В 1927 Ортега-и-Гассет публикует на испанском языке свой перевод книги Ф.Роо “Магический реализм” (“Magischer realismus. Probleme der neuesten europäischen Malerei”), и с этого времени начинается длительная история этого термина в литературах Латинской Америки. Свою собственную историю имеет “М. р.” в бельгийской литературе, в Австрии, в искусстве США; во Франции его нередко приравнивали к сюрреализму (А.Бретон); “магическими реалистами” нередко называют таких писателей, как И.Андрич*, А.Платонов и др.
   В самой Германии “М. р.” дал себя знать с 1920-х в жанре философской пейзажной лирики (“натургедихт” - Naturgedicht), сначала в творчестве Оскара Лерке* и Вильхельма Лемана, а затем в поэзии и прозе группы писателей, объединявшихся вокруг журнала “Колонна” (“Die Kolonne”, 1929-1932); в их число входили как бывшие участники экспрессионистского движения (Г.Казак*), так и более молодые, связанные с его традициями: Гюнтер Айх, Элизабет Ланггессер, Петер Хухель, Ода Шефер, Хорст Ланге и др. Их деятельность отразилась в литературных дискуссиях 1950-1960-х, когда магические реалисты противопоставлялись “Группе 47” (Х.В.Рихтер, Г.Белль, В.Шнурре и др.). Особенно наглядно связь экспрессионизма и “М. р.” прослеживается в творчестве X.Казака.
   Основным признаком (или художественным приемом), объединяющим экспрессионизм с различными национальными и региональными вариантами “М. р.” является “двоемирное” художественное пространство произведения, которое может быть либо отчетливо разделено на реально-рациональное и фантастически-иррациональное (как в романах “Другая сторона” А.Кубина* и “Город за рекой” Г.Казака), либо организовано так, что в обыденную реальность вторгаются ирреальные (внерациональные, природно-космические) элементы до тех пор, пока эта обыденная реальность не превращается в ирреальную (примерами служат обычно стихотворения Я. Ван Ходдиса* “Конец света”, лучшие образцы жанра “натургедихт”, многие стихотворения Г.Айха, К.Кролова, повесть “Проклятый двор” И.Андрича, романы “Чевенгур” А.Платонова, “Сто лет одиночества” Г.Гарсиа Маркеса и др.).
   Соч.: Казак Г. Город за рекой// Гелиополис. Немецкая антиутопия. Романы. М., 1992.
   Лит. : Roh F. Nachexpressionismus. Magischer Realismus. Probleme der neuesten europäischen Malerei. Leipzig, 1925; 1958; Schmied W. Neue Sachlichkeit und Magischer Realismus in Deutschland. 1918-1933. Hannover, 1969; Мальчуков Л.И. Реализм и “магический реализм” в западногерманской литературе 1945-1949 Дисс. Л., 1971; Hülsweg-Johnen J. (Hg.) Neue Sachlichkeit - Magischer Realismus. Bielefeld, 1990; Scheffel M. Magischer Realismus. Die Geschichte eines Begriffes und ein Versuch seiner Bestimmung. Tübingen, 1990; Кофман А.Ф. Проблема магического реализма в латиноамериканском романе// Современный роман. Опыт исследования. М., 1990; Kirchner D. Doppelläugige Wirklichkeit: magischer Realismus und nichtfaschistische Literatur. Tübingen, 1993; ГугнинА.А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления. М., 1998; Гугнин A.A. Магический реализм// Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
   А. Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Магический реализм" в других словарях:

  • МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ —         термин, функционирующий в лат. амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат. амер. лит ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе как имманентная константа лат. амер. худож.… …   Энциклопедия культурологии

  • МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, тенденция в изобразительном искусстве 20 в., занимающая промежуточное положение между сюрреализмом (см. СЮРРЕАЛИЗМ) и традиционалистскими стилями типа классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) или романтизма (см. РОМАНТИЗМ) . Для… …   Энциклопедический словарь

  • МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — тенденция в изо искусстве 20 в., занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилями типа классицизма или романтизма. Для представителей магического реализма (напр., Бальтюс, представители американского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Магический реализм — Магический реализм  это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира. В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин «магический реализм» использовался… …   Википедия

  • Магический реализм — (от лат. magia волшебство, чародейство)    В XX в. на почве представлений о широких, далеко не исчерпанных возможностях искусства возникло понятие магического реализма. Его в 1914 г. использовал русский художник В. Кандинский при характеристики… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Реализм (живопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм. Эдуар Мане. «Завтрак в мастерской» (1868) Реализм  эстетическая позиция, с …   Википедия

  • Реализм — (от лат. realis вещественный, действительный)    творческий принцип, позволяющий художнику, писателю поэту таким образом воссоздавать в своих произведениях различные виды объективных и субъективных реалий, внешних форм и внутренних, глубинных,… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Реализм и экспрессионизм —    существенно различаются по принципам художественного постижения мира. В классическом реализме, которому свойственно стремление к многообразному охвату действительности, сущность жизненных явлений раскрывалась через их индивидуализированное… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, художественные тенденции, родственные магическому реализму (см. МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ), включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму (см. СЮРРЕАЛИЗМ), но в отличие от последнего строже… …   Энциклопедический словарь

  • Магического реализма — Магический реализм  это жанр искусства, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира. В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Магический реализм» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.