- Маца, Янош
- (Mácza, János)(в русских изданиях: Иван Людвигович Маца)(04.08.1893, с. Альшодертянош, ныне Словакия - 1974, Москва)венгерский искусствовед, литературный критик, драматург, поэт, переводчик. Учился в школе в Мункаче (ныне Мукачево, Украина) и Будапеште. По семейной традиции работал аптекарем. Первые его рецензии появились в газете “Унгвари кезлень” (“Ungvári Közlöny”, “Унгварские ведомости”, 1913). Затем он становится сотрудником журналов “Тетт”* и сменившего его “Ma”*, в которых ведет театральную рубрику. В Советской Венгрии (1919) М. - помощник режиссера Национального театра; готовил к постановке (не состоялась) драму А.Стриндберга “Костер” в своем переводе. В 1920 вступил в коммунистическую партию и в 1920-1923, в эмиграции в г. Кашша (венгерское название словацкого г. Кошице) участвовал в редактировании газеты революционно-пролетарского направления “Кашшаи мункаш”* (“Kassai Munkás”, “Кошицкий рабочий”). С 1923 М. работал в Москве, первоначально в Институте Маркса-Энгельса, потом в Академии архитектуры. С 1927 преподавал также историю и теорию искусства в МГУ.Литературное творчество М. 1919 - начала 1920-х утверждало первенство нравственных ценностей в жизни: доброй воли, альтруизма, веры в будущее. В его “Одноактном игровом действе” (“Egyfelvonásos játék”) главное действующее лицо, “Девушка”, под торжественное пение органа и ликующего детского хора выводит “Мужчину” из мрака отчаяния к свету. В том же лирическом ключе написаны рабочие хоры, патетическая поэма “Воскресший город: Москва, 1923” (“A feltámadt varos - Moszkva, 1923”). Одновременно M. выступал как реформатор сцены, поборник экспрессионистской драмы. Его программные требования к театру: повышенная суггестивность, слово-призыв, слово-символ, слово-порыв; не “повествовательность”, а напряженная сжатость, эмоциональная концентрация действия; не натуралистическая детализация или импрессионистское “настроение”, а максимально простая, но создающая фон для вдохновенно-одушевленной ритмизованной пластики декорация; актер - не марионетка, а живущий интенсивной внутренней жизнью свободный человек; режиссер - социолог, эстетик, психолог, иногда дирижер и всегда сознательный художник в одном лице.Приняв в эмиграции вместе со многими бывшими “активистами” (Б.Уиц*, А.Комьят*, Ш.Барта* и др.) пролеткультовские установки, М. стал печатать преимущественно агитационно-политические сценки, очерки, переводы советских писателей-рапповцев. Его литературно-критическая и искусствоведческая деятельность, которой он со второй половины 1920-х отдается целиком, в полной мере “классово”, пролетарски ориентирована, хотя выдает причастность к авангардистскому опыту. Так, пытаясь во имя художественной убедительности раздвинуть вульгарно-социологичные рамки “психоидеологии” М.Фриче, М. настаивал на более глубокой психологической индивидуализации в слишком одноплановой, политико-тенденциозной пролетарской прозе, в чем отзывались его былая экспрессионистская устремленность к “новому человеку”*, желание поддержать в читателях и литературе жизнедеятельные начала. Не случайно также в центр его эстетических построений как высшее побуждение художника и цель искусства ставилась “гармония”, противополагаемая всяческой “дисгармонии”. И хотя эта последняя неизменно снабжалась ярлыком “буржуазной” и “мелкобуржуазной”, в первой он все же видел не узко “пролетарский”, а безусловный общечеловеческий идеал. Наряду с социально-аналитической функцией искусства М. подчеркивал выразительную, предлагая не отворачиваться ни от чего, что художественно “жизнеспособно” и может обогатить искусство.Никогда не состоявший в РАПП М. в среде венгерской эмиграции прослыл “формалистом”, а в советской печати подвергался политическим проработкам за “протаскиванье” “враждебных” художественных взглядов (В.Каменов), что обрекло его в 1930-1950-е на длительное молчание. Его новая теоретическая работа о современном искусстве вышла (на русском языке) в 1969.Соч.: A modern magyar drama útja. Ungvár; Budapest, 1916; Teljes színpad. Bees, 1921; A fold himnusza és más agitációs mesék. Kassa, 1921; Új színpad. Bees, 1922; Esztétika és forradalom. Budapest, 1970; A mai Europa müvészete. Budapest, 1978; Eszmeiség-avangarde-müvészet. Irodalom és munkásosztály Nyugaton. Budapest, 1980; Arbeiter-chor. Leipzig; Lindenau, 1924; Moskau - das Evangelium der auferstandenen Stadt. Frankfurt a. M., 1924; Искусство современной Европы. M., 1926; Литература и пролетариат на Западе. М., 1927; Бела Уиц// Печать и революция. 1927. Кн. 4; Творческий метод и художественное наследство. М., 1933; Проблемы художественной культуры XX века. М., 1969.Лит.: Vadas J. Mácza János, az esztéta // Új írás. 1972. 3. sz; Botka F. A szocialista realizmus elméletének egy “elofogalmazványa” // “Az Újnak tenni hitet”. Budapest, 1977; Луначарский А. [рецензия на: “Искусство современной Европы”] // Новый мир. 1926. № 9; Якубовский Г. [рецензия на: “Литература и пролетариат на Западе”]// Красная новь. 1928. № 1.О. Россиянов
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.