- Мештрович, Иван
- (Meštrović, Ivan)(15.08.1883, Врполе, Хорватия, Австро-Венгрия - 16.01.1962, Саут-Бенд, США)хорватский скульптор. Родился в семье состоятельного крестьянина. Начальное образование получил в Сплите, затем окончил Академию художеств в Вене, где учился у мастеров Сецессии - Отто Вагнера, Франца Мецнера и др. В 1907-1909 жил в Париже, где обрел друга и наставника в лице О.Родена, а также испытал влияние А.Бурделя и А.Майоля. В 1914-1918 посетил Рим, Венецию, Лондон, Женеву. В эти годы проявился социальный темперамент скульптора: он активно пропагандировал идею государственного объединения южных славян, был членом “Югославянского комитета”. В межвоенное двадцатилетие работал в Загребе, где к нему пришла европейская известность.М. - мастер патетической героики и классически лапидарной формы. Работал как в монументальном, так и станковом жанре. Для него характерно обращение к драматическим эпизодам античной мифологии, национальной истории Священного Писания. Ранняя фаза творчества М. отмечена влиянием венской Сецессии и О.Родена (скульптуры Косовского цикла), но ощутимы и зачатки экспрессионистского стиля: напряженная спиралевидная композиция, импульсивная моделировка.Сложившаяся экспрессионистская манера свойственна зрелому периоду творчества М. (межвоенное двадцатилетие и 1940-е). Для нее характерно изображение экстатических состояний, романтическая типизация персонажей, контрастность композиционных планов (“Циклоп”, 1927; “Вопль”, 1946; “Иов”, 1946; “Моисей”, 1926; “Автор Апокалипсиса”, 1947; “Автопортрет”, 1932). Скульптор виртуозно использовал возможности материала (гипс, бронза, камень). В общественных монументах выразительность жеста и композиции доведены до формульности (“Гргур Нинский”, 1927, Сплит; “Индеец с копьем”, 1927, Чикаго). Суггестивная стилистика сочетается с интересом к исторической ретроспекции: классическое наследие (Древний Египет, античность, Возрождение) представлено в виде коллажа стилевых цитат. Тяготение к сближению крайностей - лапидарности силуэта и взорванности формы, к мотивам вечных ценностей и внезапному озарению - определило значимость темы смерти и мемориального жанра в творчестве М. (мавзолеи и мемориальные ансамбли в Белграде, Отавицах, Цавтате, Памятник погибшим евреям), в которых элементы экспрессионизма соседствуют с неоклассицистической риторикой. В поздний период М., отдавшись идеям католичества, создает серию скульптур и орнаментальных рельефов на библейско-евангельские сюжеты (рельефы капеллы Каштелет в Сплите, 1938-1941; Распятие в церкви Св. Троицы в Рочестере, 1956), отличающихся графичностью форм и экспрессии угловатых силуэтов.В годы II мировой войны М. был интернирован, затем эмигрировал из Хорватии; с 1946 переселился из Европы в США, где преподавал в университете г. Сиракьюз, а с 1955 - в католическом университете Нотр-Дам в Саут-Бенде (близ Нью-Йорка). С 1960 - член Американской академии литературы и искусства. В послевоенные годы его часто порицают за эклектизм, “мифоманию”, идеологическую мотивацию. В частности, критику со стороны сербской общественности в 1960-е вызвал созданный им архитектурно-скульптурный комплекс в Цетинье, посвященный памяти великого черногорского поэта и владыки Петра Негоша. В то же время общепризнанными остаются его высокое мастерство, самобытность и сила художественного дарования, целостность личности, ставящие его в ряд классиков европейской скульптуры XX в. Произведения М. хранятся в крупнейших музеях мира, его монументы украшают города Европы (Загреб, Белград, Нови Сад, Сплит) и Америки (Чикаго, Сан-Франциско). На склоне лет несколько раз приезжал на родину, где установлен ряд его монументальных ансамблей.Лит.\ Krleza M. MeStrovié. [Zagreb], 1928; Vinczel L. Ivan Mestrovic. Budapest, 1975; Keckemet D. Ivan MeStrovic. Belgrade, 1983; Тупицын И. Иван Мештрович. M., 1967; КечкеметД. Мештрович. Загреб; Любляна, 1970.Н.Злыднева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.