- Милев, Гео
- (псевдоним; настоящие имя и фамилия - Георги Милев Касабов)(15.01.1895, с. Раднево - точная дата и место смерти не установлены)болгарский поэт, прозаик, переводчик, литературный и художественный критик, театральный деятель.Родился в семье учителя, писать и переводить начал еще в детстве. Раннее увлечение болгарской и русской классикой после поступления в Софийский университет (1911) сменяется глубоким интересом к символизму. С 1912 изучает литературу в Лейпциге, публикует в болгарских журналах свои переводы с немецкого и серию статей “Литературно-художественные письма из Германии” (1913). Главное направление его литературной деятельности - противостояние традиционному бытовизму, натурализму и этнографизму болгарской культуры, стремление включить ее в общеевропейский культурный процесс, имя которому модернизм, - а он для М. был синонимом символизма. Линию модернизма М. вел от Малларме через Верхарна (с которым был лично знаком и состоял в переписке) к Р.Демелю*. Диссертацию о поэзии Демеля не защитил из-за начавшейся I мировой войны. В 1916 был призван в армию, на фронте ранен (потерял правый глаз). Находясь на лечении в Германии, М. сближается с экспрессионистами; в 1918 журнал “Акцион”* публикует фрагменты из “Богомильских легенд” Н.Райнова в переводе М. Однако его собственные стихи того времени (они вошли в сборник “Жестокий перстень”, “Жестокият пръстен”, 1920) все же скорее символистские.Вернувшись на родину, М. становится главным пропагандистом и теоретиком экспрессионизма в Болгарии. В 1919 организует журнал “Везни”* - один из главных органов болгарского модернизма. Его статьи и переводы в этом журнале - важнейшая веха в освоении экспрессионизма болгарской культурой. Среди переводимых авторов - Й.Р.Бехер*, Э.Верхарн, Г.Гейм*, Г.Майринк*, Ф.Ницше, С.Пшибышевский*, А.Стриндберг*, Р.-М.Рильке, Э.Толлер*, У.Уитмен*. В 1920 М. начинает карьеру режиссера, поставив “Пляску смерти” А.Стриндберга в Народном театре. В том же году переводит поэму Блока “Двенадцать”, понятую им как одно из высших достижений экспрессионизма. Проза М. (“Экспрессионистский календарик на 1921 г.”, “Експресионистско календарче за 1921 г.” - и более поздняя “Уродливая проза”, “Грозни прози”, 1924) представляет собой лирические фрагменты - он считал фрагмент наиболее органичной формой искусства, поскольку видел силу искусства в синтезе, а не в анализе, фрагмент же воспринимал как торжество синтеза. Вызывающе антиэстетические картины капиталистического города в прозе М. (восходящие к “городам-спрутам” Верхарна) пронизаны ощущением сиротства и одиночества в бесчеловечном и бессмысленном мире. Зловещее торжество этого мира, однако, чревато апокалипсисом - на всем лежит отблеск какой-то мрачной надежды. Человек растворяется в безликой толпе - но эта толпа бурлит жизненной мощью.В 1922 М. издает две книги стихов (“Панихида по П.К.Яворову, поэту”, “Панихида на поета П.К.Яворов” и “Иконы спят”, “Иконите спят”) и составленную им самим “Антологию желтой розы” (“Антология на жълтата роза”), куда вошли многие его переводы. В театре “Ренессанс” идет его постановка пьесы Э.Толлера “Человек-масса”. В том же году написаны поэмы “Ад” и “День гнева”, в которых экспрессионизм выступает уже не как декларация, а как органически усвоенная поэтика. В новых стихах М. усиливаются социальные мотивы: витальность людской массы, восхищавшая его и прежде, теперь воспринимается как залог победы угнетенных классов. Он увлекается советским искусством (поздним Блоком и Маяковским* прежде всего), делает попытку вступить в компартию.Жестоко подавленное Сентябрьское восстание 1923 обернулось усилением левых тенденций в болгарской литературе. Место эстетского журнала “Везни” занимает политически ориентированный журнал “Пламык”*. В нем напечатано главное произведение М., поэма “Сентябрь” (“Септември”, 1924), навеянная поэмами “Двенадцать” Блока и “Война и мир” Маяковского. Традиционный мотив болгарской литературы, знакомый еще по картинам времен турецкого ига - величие обреченного бунта - М. переносит из национальной плоскости в социальную. Нечеловеческая мука и нечеловеческая ярость превращают описание Сентябрьского восстания в своего рода богоборческий миф, а мифологическая поэтика взрывает традиционный стих и традиционную логику сюжета.В это же время М. издает сборник переводных революционных стихотворений - “Крещение огнем и духом” (“Кръщение с огън и дух”, 1923), а “Пламык” из номера в номер печатает антологию Э.Синклера “Крик о правде” (“Вик за правда”). Лозунгом М. остается экспрессионизм, но теперь задачу экспрессионизма он видит не в том, чтобы произвести революцию в искусстве, а чтобы стать искусством революции.В начале 1925 “Пламык” запрещен цензурой, суд приговаривает М. к штрафу. 15 мая 1925 его вызвали в полицию, откуда он не вернулся. В это же время пропал без вести еще один поэт, сотрудник “Пламыка”, Христо Ясенов. Как стало известно позднее, они были вместе с другими жертвами удавлены и похоронены в братских могилах.Соч.: Литературен архив. T. II. Гео Милев. София, 1964; Милев Г. Съчинения в 3 тома. София, 1975-1976.Лит.: Пенев П. Гео Милев: Живот и творчество. София, 1945; Мирчев Ив. Срещи с Гео. София, 1956; Гео Милев, Христо Ясенов, Сергей Румянцев в спомени на съвременниците си. София, 1965; Вашевски К. Списанието “Пламък” и неговият редактор Гео Милев. София, 1973; Андонова Н. Гео Милев: Личност и творчество. София, 1974; Конфорти Й. Гео Милев - театьр и време. София, 1975; Марков Г. Гео Милев. София, 1975; Гео. Милев. Библиографичен указател. София, 1985.В.Николаенко
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.