- Мюнтер, Габриэле
- (Munter, Gabriele)(19.02.1877, Берлин - 19.05.1962, Мурнау, близ Мюнхена)немецкий живописец и график. Училась в женской Художественной школе в 1897, затем в школе Общества художниц в Мюнхене (1901) у М.Дазио и А.Янка. В 1902 вступила в объединение художников “Фаланга” в Мюнхене, где занималась скульптурой (у В.Хюсгена), живописью с обнаженной натуры (у В.Кандинского*) и техникой резной гравюры (у Э.Ноймана).М. принадлежит весьма заметное место в истории экспрессионизма в южной Германии и, особенно, в выставочной деятельности “Нового художественного объединения” в Мюнхене и “Дер блауэ райтер”*, членом которых она была соответственно в 1909-1911 и 1911-1914. Решающую роль в творческом становлении художницы сыграл В.Кандинский, бывший в 1903-1914 ее гражданским мужем. Сопровождая его в длительных учебных поездках по странам Европы - Италии, Голландии, Франции, Тунису, Швейцарии и России - в 1903-1907, М. обрела огромный багаж творческих впечатлений, особенно в Париже, где ее привлекли полотна Ван Гога*, Гогена, а также фовистов и ранних итальянских футуристов. В Германию она вернулась профессионально подготовленным живописцем, тяготеющим к неоимпрессионистской манере письма и к работе шпателем вместо кисти.Самым плодотворным периодом для М. стали 1908-1911, когда она принимала участие в экспозициях мастеров из окружения В.Кандинского и увлеченно претворяла на практике новое понимание роли пространства и цвета в живописи вместе с В.Кандинским, А.Явленским* и М.Веревкиной*. Показательно, что в творческом наследии М. значится всего лишь одно беспредметное полотно (“Абстракция”, “Abstraktion”, 1912), а решающим импульсом для становления ее зрелой манеры была скорее живопись А.Явленского, чем Кандинского. Она отзывалась о Явленском как о “французе” и восхищалась смелостью его обобщения в передаче реалий природы и человеческой фигуры. Результатом этого увлечения стал этюд “Слушающий”, “Zuhören” (“Bildnis Alexej von Jawlensky”, 1909), написанный с Явленского в один сеанс, открытым цветом и с такой силой обобщения, что прием редукции натурной формы сведен к некоему абсолюту, какой редко встречается даже у Явленского. “За короткое время я претерпела муки огромного скачка от натурной живописи, более или менее импрессионистической, к ощущению чего-то очень содержательного, к абстрагированию, к выдаче экстракта [...] Мы, все четверо, тянулись к чему-то одному, но каждый по-своему” (М., дневник, 1909).Большинство картин М. рубежа 1900-1910-х исполнены все же менее темпераментно, чем у Явленского и Кандинского. Ее многочисленные портреты, пейзажи и натюрморты скорее изысканны и мелодичны в их цветовом и композиционном построении (“Натюрморт с фигурами в стиле рококо”, “Stilleben mit Rokokoflgürchen” и “Деревенская улица зимой”, “Dorfstraße im Winter”, обе 1911). Личной заслугой М. можно считать ее вклад в технику живописи на стекле, то есть в традицию так называемого “крестьянского экспрессионизма” в Баварии XIX в. Вслед за М. этой техникой всерьез увлеклись В.Кандинский, Ф.Марк*, Г.Кампендонк*, что, несомненно, обогатило палитру экспрессионизма. Близкими к этим примитивистским “иконам” выглядели также гравюры М. с изображением сцен провинциального быта (линогравюры и ксилографии, 1912).После начала I мировой войны и отъезда В.Кандинского в Россию М. жила в Швейцарии, Швеции и Дании, в 1920 возвратилась в Германию. Надолго оставила живопись, но все же вернулась к ней в конце 1920-х. В 1957 она передала большинство своих полотен, а также множество ранних картин В.Кандинского в мюнхенскую Городскую галерею “Ленбах-хаус”.Произв.: “Портрет Марианны Веревкиной”, “Bildnis Marianne von Werefkin”, 1909; “Кандинский за чайным столом”, “Kandinsky am Teetisch”, 1910; “Осеннее”, “Herbstlich”, 1910; “Натюрморт со святым Георгием”, “Stilleben mit Heiligem Georg”, 1911; “Заиндевевший пейзаж”, “Reiflandschaft”, 1911; “Мужчина в кресле”, “Mann im Sessel” (“Пауль Клее”, “Paul Klee”), 1913.Лит.: Roethel H.K. Gabriele Munter. München, 1957; Lahnstein P. Gabriele Munter. Ettal, 1971; BehrS. Woman Expressionists. Oxford, 1988; Gabriele Munter. 1877-1962. Retrospektive. Städtische Galerie im Lenbachhaus. München, 1992; Hoberg A. Wassily Kandinsky und Gabriele Munter in Murnau und Kochel. 1902-1914. Briefe und Erinnerungen. München, 1994.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.