- Мятеж
- один из ключевых мотивов, выражающий умонастроение экспрессионистского поколения и претворившийся в их творчестве в разнообразных жанровых и стилевых вариантах. Возникновение экспрессионизма отмечено почти тотальным неприятием старого мира, восстанием против “поколения отцов”. Для экспрессионистов характерен протест против окружающей действительности, семьи, буржуазного общества, социальной несправедливости. В наиболее общей форме этот бунт направлен против цивилизации в ее многоликих проявлениях, прежде всего против больших городов, машин как воплощения технизированного мира, угнетающего человека.Особое место в этом мировосприятии занимает I мировая война, поначалу встреченная многими экспрессионистами как освобождение от пут прошлого, но уже вскоре ставшая объектом возмущения и яростного отрицания. Мятеж против войны - это отказ участвовать в развязанном “отцами” братоубийстве, несовместимом с верой в человеческое братство, солидарность, в возможность обновления мира и человека. Индивидуальные и коллективные переживания войны стали основой многих выдающихся произведений экспрессионизма в разных жанрах; беспощадное “срывание масок” и надежда на обновление характерны для большинства из них. Формой выражения протеста было для некоторых и прямое участие в Ноябрьской революции 1918, от которой они ждали не только разрешения социальных противоречий, но и возможности преодолеть мучительный разрыв между “я” и миром, индивидуальностью и “массой” (“толпой”).В творчестве большинства немецких экспрессионистов вопрос о побудительных причинах протеста чаще всего не имеет конкретного ответа, как и вопрос о способах обновления мира и человека; это не относится к И.Р.Бехеру* и некоторым другим, увидевшим в русской революции реальную возможность покончить с социальным угнетением и примкнувшим к движению пролетарско-революционных писателей. Ряд экспрессионистов искал ответ в религии, с помощью которой они надеялись преодолеть пропасть между “я” и миром, в их восприятии антигуманным и несправедливым. Экспрессионисты ощущали глубокие нарушения человеческих отношений, многие из них сознавали социальные причины деформаций, но чаще всего конфликт переводился в этическую сферу. Экспрессионистские герои проходили, каждый по-своему, путь изменения, но в большинстве своем этот путь оказывался трагическим и завершался полной изоляцией. Мятежному герою остается искусство, оно компенсирует одиночество, освобождает от страха перед городом-монстром. Миссия поэта, художника становится своеобразной эрзацрелигией. При всей мятежности героев, мотив спасения через революцию у большинства экспрессионистов отсутствует. Главный тезис, согласно которому человек, изменяясь, должен становиться “новым человеком”* (еще один ключевой мотив экспрессионистской литературы), не наполнялся конкретным содержанием, оставаясь утопией. Разочарование даже самых пламенных “активистов” в революциях в Германии и в России, развитие событий в Веймарской республике на пороге ее краха лишь порождали еще больший пессимизм у тех, кто начинал с идеи мятежа. Многие экспрессионисты уже в начале 1920-х перешли к сатире, нередко пародируя собственные ранние произведения, и образ мятежного героя приобретал комически-гротескные черты. Всплеск яростного протеста против действительности в ее многообразных проявлениях (семья, “отцы”, школа, большой город и т.д.) закончился, продемонстрировав неспособность экспрессионистов не только дать реальный импульс обновлению, но и справиться с собственным разочарованием.Лит.: Knapp G. Die Literatur des deutschen Expressionismus. München, 1979; Das neuzeitliche Ich in der Literatur des 18. und des 20. Jhs. Zur Dialektik der Moderne. München, 1988; Gebhardt W. Kulturekel und Selbstverlust als Motive von Fremdheitsbedarf. Zu unrevolutionären Ursprüngen expressionistischer Revolte// Begegnung mit dem Fremden. Bd. 11. München, 1991.И.Мпечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.