- Натурализм и экспрессионизм
- Экспрессионизм в своей эстетике и художественной практике основывался на сознательной и принципиальной оппозиции к натурализму. В отличие от большинства художественных течений рубежа XIX-XX вв., от которых дистанцировался экспрессионизм (импрессионизм и др.), лишь натурализм был сопоставим с ним как явление не только эстетического, но и общемировоззренческого порядка. Сохраняя генетическую связь с реализмом, опираясь на философию позитивизма, на успехи естественных наук, особенно биологии, на веру в прогресс, натурализм исходил из уподобления художественного творчества научному познанию, требования строгой объективности и бесстрастности в изображении и “простом анализе куска действительности, такой, какова она есть” (Э.Золя). Сложившийся в начале XX в. экспрессионизм стал наиболее радикальным выражением в искусстве катастрофического мироощущения новой эпохи исторических катаклизмов-войн, революций, кризиса наук и краха позитивистской картины мира. Философия позитивизма уступала место новым учениям, в том числе идеалистическим концепциям постижения сущности бытия путем мгновенного озарения, без логического анализа (интуитивизм А.Бергсона) или абстрагирования, обнажающего идеальную сущность (“редукция” в феноменологии Э.Гуссерля).Исходная позиция экспрессионизма - не факты и события, а обобщенное восприятие мира, “не действительность, но дух” (В.Воррингер*). Художник-экспрессионист отказывается от основополагающего принципа натурализма - воспроизведения действительности, “подражания внешней природе” (Ю.Баб); объявляет войну “действительной природе” (В.Кандинский*). Цель экспрессиониста - проникнуть сквозь внешний, поверхностный слой действительности в ее скрытую сущность, постижение которой достигается лишь чувством, в результате экстатического творческого акта, независимого от внешних восприятий. Экспрессионизм отказывается от эмпирического наблюдения и анализа: “Сущность экспрессионизма-синтетический метод в противоположность аналитическому” (Р.Музиль). В отличие от натуралистического принципа объективности, в экспрессионизме резко усиливается субъективное начало. Экспрессионистское искусство выражает индивидуальный смятенный духовный мир личности, которая вынуждена существовать в окружающем ее хаосе, но не детерминирована средой, а “выламывается” из нее, противостоит ей. Экспрессионистское произведение прежде всего - плод творческой фантазии художника. Предметы, образы предстают в нем без обязательного морфологического сходства с объектами внешнего мира, в резко деформированном, гиперболизированном, гротескном или абстрагированном - “сущностном” - виде, освобожденными “от призрачного бытия действительности” (К.Хиллер*), преображенными в сверхиндивидуальную, типическую, чистую идею. Видимый мир развеществляется.Холодная аналитичность и беспристрастность натуралиста, стремящегося “не быть политиком, философом, моралистом” (Э.Золя), неприемлема для экспрессиониста. Художник выступает в роли вестника, визионера, пророка, агитатора, он обращается непосредственно к читателю, зрителю или слушателю с возвещением, проповедью, призывом - моральным или политическим (пьесы Э.Толлера*, Р.Зорге*, лирика Й.Р.Бехера* и др.).Однако, при всей своей принципиальной оппозиции по отношению к натурализму, экспрессионизм в то же время обнаруживает определенные точки соприкосновения с ним, выступая наследником отдельных его эстетических завоеваний. Именно натурализм открыл для современного искусства новые стороны материального мира, включив в сферу своего внимания явления безобразные, уродливые, отталкивающие. В экспрессионизме это качество претворилось в подчеркнутом “антиэстетизме”, в изображении безобразного не с целью внешнего правдоподобия и не в качестве объекта научного анализа, а в качестве средства максимальной эмоциональной выразительности. Как художественный прием натуралистические образы и изобразительные детали широко использовались в экспрессионистском искусстве, в картинах распада и разложения в поэзии Г.Гейма* и Г.Бенна*, в изображении ужасов войны - развалин, пожарищ, искалеченных человеческих тел, трупов, - в графике О.Дикса* и многих других.Лит.: Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung/ Hg. P.Raabe. Zürich, 1987; Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920). Пб., 1922; Экспрессионизм: Сборник статей / Ред. Е.М.Браудо, Н.Э.Радлов. Пг.; М., 1923; Экспрессионизм: Сборник статей. М., 1966.А.Мацевич
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.