- “Нерв”
- (“Der Nerv”, январь - сентябрь 1919, Черновицы, Буковина; в настоящее время Черновцы, Украина)Двухнедельник, посвященный культуре. Издатель и редактор - А.Маурюбер. Экспрессионистский журнал активистской направленности, ориентировавшийся на взгляды Л.Рубинера* и К.Хиллера*, провозглашал идею изменения существующих общественных отношений через “просвещение и пробуждение воли к преобразованию общества на разумных началах” (А.Маурюбер). Отрицая бюргерскую мораль “отцов”, журнал утверждал авангардную роль искусства в революции, христианский социализм, воинствующий пацифизм, свободную любовь. В “Н.” печатались художественные произведения и литературно-теоретические работы Л.Рубинера, К.Хиллера, Г.Гейма*, Г.Манна*, Ф.Верфеля*, И.Андрича*, Г.Бенна*, Ф.Юнга, А.Эренштейна*, Ф.Тиса, Б.Фёрстера, Э.Зингера.Направление журнала определялось в первую очередь исторической ситуацией, сложившейся в Черновицах после распада Австро-Венгерской империи. Основные сотрудники редакции Л.Вурцер, А.Шпербер, А.Крафт, Э.М.Флинкер, З.Маркус либо пережили оккупацию Черновиц, либо воевали на фронтах I мировой войны. Отлученные после распада Австро-Венгрии от Вены как культурного центра, они стали выразителями протестных взглядов немецкоязычной буковинской интеллигенции, в первую очередь в лице ее молодого поколения, считавшей долгом отстоять свою культуру, а тем самым и собственную идентичность на территории бывшей имперской окраины в условиях резко усилившегося там влияния других культур (румынской, украинской, венгерской, чешской, словацкой). Поэтому призывы к общечеловеческому единению были вызваны главным образом желанием сохранить прежнее единство культурного ареала. Первостепенное значение в этой ситуации придавалось развитию немецкого языка как средства межнационального общения и пропаганде искусства буковинских авторов, писавших по-немецки.Кроме основных сотрудников, в “Н.” печатали свои произведения Л.Герман, К.Вольф, С.Герман, К.Блум. Один из самих ярких и талантливых представителей немецкоязычного буковинского экспрессионизма, открытый “Н.” - А.Шпербер. Большинство публиковавшихся в “Н.” литературных произведений были исполнены социального пафоса, находившего выражение в эмфатически-экстатичных клише. Журнал поддерживал тесные связи с идеологически близкими немецкоязычными изданиями: буковино-кронштадтским “Циль”, с венским “Ауфшвунг”*, а также с сербским “Зенит”*.Лит.: Stanescu Н. Habent sua fata libelli. Zum Schicksal und zur Bedeutung der Czernowitzer “Halbmonatsschrift für Kultur” “Der Nerv” // Kulturlandschaft Bukowina. Studien zur deutschsprachigen Literatur des Buchenlandes nach 1918/ A.Corbea, M.Astner. Iaçi, 1990; Corbea-Hoisie A. Expressionismus in Czernowitz // Expressionismus in Österreich. Die Literatur und die Künste / K.Amann, A.A.Wallas. Wien, 1994; Die Bukowina. Studien zu einer versunkenen Literaturlandschaft / Goltschnigg D., Schwöb A. Tübingen, 1990; Stanescu H. Der junge Lothar Wurzer// Expressionismus in Österreich. Die Literatur und die Künste / Amann K., Wallas A.A. Wien, 1994.Т.Кудрявцева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.