- Новак, Генрих
- (Nowak, Heinrich)(26.01.1890, Вена - 12.08.1955, Цюрих)австрийский поэт, прозаик, журналист. Сын ремесленника, чеха по происхождению, закончил Академическую гимназию. В Венском университете изучал германскую филологию, там же прослушал курс З.Фрейда “Избранные главы психоанализа”.С ноября 1911 работал в литературной секции “Академического союза музыкантов и литераторов” (“Akademischer Verband für Literatur und Musik”) - творческого объединения, послужившего основой формирования венского авангарда. В 1913 заведовал в этом союзе литературной частью. Вместе с Л.Ульманом, Э.Бушбеком, Р.Мюллером отвечал за издание нерегулярного литературного листка “Руф”.Яркий представитель австрийского “раннего экспрессионизма”, Н. с 1912 регулярно публикует стихи, рассказы, литературно-критические заметки в экспрессионистских литературных журналах - “Акцион”*, “Ди вайсен блэттер”*, “Штурм”* и др. В 1913 в Гейдельбергском издательстве Германа Мейстера выходит сборник его стихов “Скорбное лицо” (“Die tragische Gebärde”). С июля 1913 по июнь 1914 Н. возглавляет австрийскую редакцию журнала “Сатурн”. В 1917-1918 - редактор авангардистского журнала “Анбрух”. Поддерживает дружеские отношения со многими видными представителями австрийского экспрессионизма: О.Кокошкой*, Э.Ангелем, Г.Флеш фон Бруннингеном, Р.Мюллером. В одном из писем издателю Л. фон Фикеру Мюллер уже в 1912 называет Н. “самым искусным” из “нынешних” поэтов, особо отмечая свойственное ему стремление к самоусовершенствованию.Главными темами лирики Н. в 1910-е становятся безумие (стихотворения “Улица”, “Вывеска”, “Скорбное лицо ночи” и др.), одиночество (“Последний вечер”, “Элегия”), эрос, любовь* (“For a dancing girl”, “Гимн”), война (“Гимн”, “Война”), страх (“Страх”, “Последний вечер”), смерть (“Вывеска”, “Беда”). По его убеждению, мир, в котором любовь - это всегда “сражение крови / и революция нервов”, в котором, едва начавшись, “день мертв уже, вот труп его лежит” - безумен и совершенно непригоден для жизни. “Меня не любят Солнце и Земля / и Ад, и Рай выталкивают вон”, - восклицает поэт в стихотворении “Элегия”. Как и его старший современник Г.Тракль*, Н. уже не может удовлетвориться образным отражением реальности, но стремится по им самим открытым законам творить действительность иную, чтобы выявить как можно полнее скрытые тенденции времени. Его стихи насыщены музыкой, цветом, им присущи парадоксальность метафор, подчеркнутая физиологичность, обилие лозунгов и постулатов.В своей прозе Н. остается прежде всего поэтом. Его рассказы и драматические зарисовки эмоциональны, полны красок, запахов, ярких образов, богаты символикой. Порой они обладают поистине поэтической цельностью (“Ребенок”, “Das Kind”), а иногда не только по духу, но и по форме близки свободному стиху (“Солнечная лихорадка”, “Sonnenseuche”). Тем не менее, именно в прозе в полной мере проявляется глубокий психологизм этого писателя. Наибольшее внимание Н. уделяет исследованию человеческих страстей в их крайних проявлениях. Почти в каждом прозаическом наброске так или иначе затрагивается тема безумия, которое, по его мнению, является порождением ревности, любви, ненависти или страха (см., например, рассказ “Cafard!”), неизбежным спутником нищеты и войны. Автор заставляет своих героев балансировать на тончайшей грани, отделяющей человека от зверя, жизнь от смерти, постоянно находиться в состоянии войны с собой и со всем миром (рассказы “Солнечная лихорадка”, “Дьяга”, “Djaga”). Существующий мир - безумен, человек в нем рано или поздно сходит с ума, - неважно, по какой причине, - это неизбежно, как конец любви, как небытие. Безумие же, в свою очередь, порождает новые волны насилия и убийств, новые войны. И вырваться из этого порочного круга невозможно.Вероятно поэтому, в творчестве Н., как и многих других немецкоязычных поэтов-экспрессионистов (Г.Бенн*, Г.Тракль, Э.Ласкер-Шюлер*), отчетливо слышен мотив ухода от действительности. Наиболее притягательно для поэта “бегство в экзотику”: неистовые и гордые индеанки, прелестные негритянки; гибкие пантеры и ядовитые змеи, прирученные, но все еще способные нанести смертельный удар; непроходимые, полные таинственных опасностей джунгли, загадочные тропические болезни - вот с чем сталкиваются его герои, выбирающие - нередко ценою собственной жизни или рассудка - непосредственную страстность “первобытного мира” в противовес торжеству разума и благам цивилизации.Завоевав в 1910-е достаточно широкую и заслуженную известность в литературных кругах Австрии и Германии, в 1920-е Н. отошел от чисто литературной деятельности и обратился к журналистике. С 1930 он работал на информационное агентство “Юнайтед пресс”, позднее - на “Ассошиэйтед пресс”. Незадолго до начала II мировой войны эмигрировал в Швейцарию, где жил до конца жизни, работая журналистом.Соч.: Die tragische Gebärde. Gedichte. Heidelberg, 1913; Die Sonnenseuche. Wien; Praga; Leipzig, 1920; Die Sonnenseuche. Das gesamte Werk (1912-1920). Wien; Berlin, 1984.Лит.: Hirnwelten Funken. Literatur des Expressionismus in Wien / Hg. Ernst Fischer und Wilhelm Häfs. Salzburg, 1988; Klettenhammer S. Georg Trakl in Zeitungen und Zeitschriften seiner Zeit: Kontext und Rezepzion. Innsbruck, 1990; Raabe P. Die Autoren und Bücher des literarischen Expressionismus. Stuttgart, 1985.E. Соколова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.