- “Новый Клуб”
- (“Der neue Club”)первая из организационных групп раннего экспрессионизма во главе с К.Хиллером*. Организационной основой клуба послужило студенческое “Свободное научное объединение”, существовавшее при Берлинском университете с 1908. В начале зимнего семестра 1909-1910 на доске объявлений Университета появился призыв, содержащий цитаты из шести поэтов и философов (Ницше, Спиноза, Гёте, Уайльд, Ведекинд*, Гофмансталь*). Интерпретацию этих цитат и вытекающую из них цель клуба дал Э.Лёвензон в докладе “Декаданс времени и призыв "Нового клуба"” (8 ноября 1909), в котором он изложил теоретическую концепцию “Нового пафоса”* и сформулировал задачи “Н. к.”.Среди первых семи членов клуба были студенты Г.Гейм*, Я. ван Ходдис*, Э.Унгер. Они собирались каждую среду в комнате “Летучей мыши” (казино “Ноллендорф”). Программа заседаний включала в себя как философские проблемы (Ницше, Зиммель, Фрейд), так и новую поэзию (первое из них было посвящено М.Броду*). Так как “Н. к.” декларировал свой элитарный характер и подчеркнуто противопоставлял себя “массе”, то на первой стадии он лишал себя возможности широкого воздействия на публику. Только с приходом новых литераторов исчезает его изолированность. В июне 1910 К.Хиллер основал в ателье на Курфюрстендамм “Неопатетическое кабаре” как форму открытых собраний “Н. к.” для “искателей приключений духа”. Наименование “кабаре” не случайно: оно отвечает отношению членов “Клуба” к философии как к непосредственному переживанию со всеми виталистическими атрибутами, что вместе с шансонами более подходит к атмосфере кабаре, чем к ученой кафедре или страницам научного журнала. Программы представлены широкой шкалой имен от Канта до Фрейда, включая Ницше, С.Георге, Г.Манна*, Брода*, Бляя*, Альтенберга, Хардекопфа*. Г.Бенна*, Э.Ласкер-Шюлер*, З.Фридлендер [Минона], Э.Бласса*, Х.Э.Якоба и др., читали там свои стихи, движимые желанием сломать барьер между творцом и публикой и выйти из анонимности. “Неопатетическое кабаре” становится официальным органом “Н. к.”, его мероприятия отличались эпатажностью и нередко заканчивались шумными скандалами. Пропагандируемый “экстравагантный индивидуализм” и программный витализм сближают экспрессионистов со стилем жизни и мироощущения артистической богемы.Значительным литературным мероприятием “Н. к.” был вечер памяти Г.Гейма* (3 апреля 1912), после чего клуб начинает утрачивать свою активность. Просуществовав два года, “Н. к.” распался, под предлогом административных разногласий. К.Хиллер вместе с Э.Блассом и А.Вассерманном официально выходят из его состава и организуют литературный конкурирующий клуб “Гну”*. Журнал “Акцион”* сообщает об этом в таких словах: “Наш сотрудник д-р Курт Хиллер сказал, что он выходит из состава "Н. к."”, руководимого им со дня его основания, по причине наскучившего ему бестактного поведения некоторых членов клуба”. Из книги К.Хиллера “Мудрость скуки” (“Die Weisheit der Langeweile”, 1913), в частности, следует, что именно “Н. к.” следует считать местом формирования концепции “активизма”*.Лит. : Loewenson Е. Die Decadence der Zeit und der Aufruf des neuen Club // Anz Th., Stark M. Expressionismus. Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur, 1910-1920. Stuttgart, 1982; Hiller K. Die Weisheit der Langeweile. Leipzig, 1913; HaberederJ. Kurt Hiller und der literarische Aktivismus. Zur Geistesgeschichte des politischen Dichters im frühen 20. Jahrhundert. Frankfurt a. M.; Bern, 1981.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.