- “Новый Пафос”
- (“Das neue Pathos”, 1913-1914)журнал, который издавали в Берлине Эренбаум-Дегеле*, Р.Р.Шмидт, П.Цех* и художник Л.Майднер*. В 1913 вышли шесть изысканно иллюстрированных номеров с офортами, гравюрами, литографиями и рисунками; обложка первых двух номеров была оформлена Л.Майднером. В 1914 были выпущены три номера с продолжающейся нумерацией страниц. Все номера (тираж 1913-100 экз.; 1914- 250 экз.) напечатаны на ручном прессе. “Н. п.” принадлежит к числу наиболее значительных журналов раннего экспрессионизма, его название представляет собой одно из центральных мировоззренческих и эстетических понятий всего движения. В нем отражены воля экспрессионизма к преодолению косности отжившего мира, “порыв”*, поиск выхода из распадающейся и отчужденной действительности. Метафора “новый пафос” складывается из виталистических категорий, ориентированных на “философию жизни” Ницше. С.Цвейг опубликовал в первом номере программную статью “Новый пафос”, в которой подчеркнул важность “возвращения к исконному, внутреннему контакту между поэтом и слушателем”: “Вновь, как когда-то, лирический поэт явился если не духовным вождем времени, то, во всяком случае, укротителем и возбудителем его страстей, его певцом, глашатаем, вдохновителем, разжигателем святого огня - энергии”. С.Цвейг напоминал о “пра-стихе”, который “был исконно патетическим, так как возник из страсти и хотел порождать страсть”. К.Хиллер* при открытии “Неопатетического кабаре” (см. “Новый клуб”*) предупреждал, что “новый пафос” не следует путать с “ложным пафосом тех, кто пытается перепевать великого Георге или даже со столь хулимым шиллеровским, с нашим пафосом все это не имеет ничего общего. Новый пафос есть не что иное, как высокая психическая температура”.В журнале публиковались поэзия, проза, отрывки из драматических произведений, литературная критика и теоретические статьи. Авторами были: Х.Эренбаум-Дегеле, Р.Р.Шмидт, П.Цех, Г.Гейм*, О.Лёрке*, Э.Ласкер-Шюлер*, Г.Бенн, Ф.Верфель*, Г.Энгельке, А.Эренштейн*, Э.Бласс*, К.Вессе, Р.Шикеле*, П.Майер, Р.Леонгардт*, К.Пинтус*, В.Газенклевер*. Широко представлено старшее поколение: Р.Демель*, А.Хольц, А.Момберт, Х.Лаутензак, а также переводы П.Цеха из А.Рембо (“Пьяный корабль”, “Das trunkene Schiff”), Э.Верхарна, А.Фервея. В “Н. п.” впервые появились многие из графических произведений В.Ресслера, Р.Хаусмана, К.Кребса, Я.Штайнгхардта, К.Шмидта-Ротлуфа*, Э.Хеккеля*. Гравюры Л.Майднера “Уолт Уитмен” (“Walt Whitman”), “Аллея Пренцлау” (“Prenzlauer Allee”) (№ 1) вошли в сокровищницу экспрессионистской графики. Журнал прекратил свое существование в 1914 после ухода его издателей на фронт. Во время войны П.Цех издал три ежегодника “Н. п.” (1914/15; 1917/18; 1919).Лит.: Zweig S. Das neue Pathos// Das Neue Pathos. 1913. № 1. Hiller K. Die Weisheit der Langeweile. Bd. 1. Leipzig, 1913; Loewenson E. Die Decadence der Zeit und der Aufruf des “Neuen Clubs” // Die Schriften des Neuen Clubs: 1908-1914. Hildesheim, 1980-1983; Vollmer H. Nachwort// Hans Ehrenbaum-Degele. Das tausendste Regiment und andere Dichtungen. Vergessene Autoren der Moderne. Bd. 22. 1986.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.