“Новый Фрауенлоб”


“Новый Фрауенлоб”
(“Der neue Frauenlob”, 1919)
   поэтическая антология раннего экспрессионизма, вышедшая в составе “Поэтических листовок” под № 50 в 1919 после длительного перерыва в публикации серии в связи с I мировой войной. Антология получила название по имени средневекового поэта Генриха Мейсенского (1250/60-1318), прозванного Фрауенлоб (в буквальном переводе “хвала женщине”, что и объединяет все стихотворения). В предисловии к изданию А.Р.Майер писал: “Когда я закончил редактирование этой маленькой антологии, был конец июля 1914 года. Теперь, в январе 1919 года, когда я сдаю рукопись в печать, мне ясно, что эта "листовка" уже при рождении своем есть нечто историческое. Многих из поэтов нет более среди нас, они не вернулись с войны. [...] Возможно, поколение 1919 года воспевает своих женщин иначе, не так, как это сделала лирическая фаланга 1914 года. Но в их лирике есть нечто общее: художественная революция”.
   Каждый из тридцати девяти авторов антологии представлен одним стихотворением. При этом многослойность образов, составляющая определенный поэтический канон экспрессионистской поэзии, выражается во включении в любовную лирику далеких от романтических чувств, но типичных для экспрессионизма элементов поэтической революции. Наряду с классическими образцами любовного переживания (М.Герман-Нейссе*), стихами, посвященными женам, возлюбленным, сестрам, другим женщинам, названным поименно (В.Лоц*, П.Майер, В.Г.Хартман, Х.Лейбольдт*, А.Э.Рутра, З.Фридлендер [Минона], Ф.Ведекинд*, В.Газенклевер*, А.Лихтенштейн*, Х.Лаутензак и др.), широко представлены и стихотворения, обращенные анонимно к представительницам свободных и богемных профессий: танцовщицам, актрисам, художницам, писательницам (О.Канель*, Р.Берш, К.Эдшмид*, О.Кржижановский*, Р.Леонгард*, Г.Шибельхут), цветочнице с Потсдамской площади (И.Голль*), проституткам из берлинских гостиниц и с бульвара Клиши (А.Эренштейн*, Г.Керстен). В этих стихах сквозит такая же сердечность и душевность, такая же искренность и нежность, как и в стихах, обращенных к “добропорядочным” реальным или вымышленным женщинам (Г.Шпехт, Р.Шикеле*, А.Вольфенштейн*, Х.Новак, X. фон Флеш). Антология опровергает расхожее мнение об “отсутствии любовной лирики в экспрессионизме” (П.К.Гизе) и отражает пестрый спектр ее характерных черт. Весьма широко формальное разнообразие стихотворений: сонет и верлибр, длинные и короткие рубленые строки; следование строгим метроритмическим законам и их полное игнорирование; традиционная тематика и типично экспрессионистское смакование откровенно натуралистичных образов; пафос, экстаз и безмерная печаль “неисполнения любви”.
   Лит.\ Meyer A.R. Die maer von der musa expressionistica. Düsseldorf; Kaiserwerth, 1948; Giese P.C. Interpretationshilfen. Lyrik des Expressionismus. Stuttgart; Dresden, 1993.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Новый Фрауенлоб”" в других словарях:

  • Издательское дело —    в Германии пережило вместе с экспрессионизмом быстрый подъем. Новое движение создавало многочисленные издательства и собственные печатные органы, вокруг которых формировался круг единомышленников. По данным “Адресной книги немецкой книжной… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Боймер, Людвиг — (Baumer, Ludwig) (01.09.1888, Мелле, провинция Ганновер 29.08.1928, Берлин)    немецкий поэт. Юность провел в Ганновере, начал изучать юриспруденцию в Гёттингенском университете. С 1912 по 1924 большую часть времени жил в колонии художников… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Любовь —    один из самых сложных проблемных узлов экспрессионизма. В отличие от “жизни”, “движения” “порыва”*, и других мотивов позитивного свойства, которые, несмотря на всю многогранность, все же более или менее структурированы, сфера любовного… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Der Neue Frauenlob —    см. Новый Фрауенлоб …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • “Поэтические листовки” — (“Lyrische Flugblätter”, 1907 1924/1925)    первая из поэтических серий экспрессионизма. Издавалась А.Р.Майером в Берлине. По его признанию, прочитав стихотворение Я. ван Ходдиса* “Конец мира”, он испытал “глубокое неудовлетворение от своих… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • миннезингеры —         (от нем. Minnesinger, Minnesänger, «певец любви») авторы и исполнители немецкой куртуазной лирики (миннезанга «любовной песни»), культивировавшейся ок. 1160 1350 гг. Этот термин впервые употреблен Гартманом фон Ауэ ок. 1195 г. и восходит… …   Словарь средневековой культуры

  • Кайзерин Аугуста (бронепалубный крейсер) — Бронепалубный крейсер «Кайзерин Аугуста» Geschützter Kreuzer SMS Kaiserin Augusta …   Википедия

  • SMS Magdeburg (1911) — «Магдебург» SMS Magdeburg …   Википедия

  • SMS Emden (1908) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эмден (значения). «Эмден» SMS Emden …   Википедия

  • Миннезингеры и мейстерзингеры — Миннезингеры (Minnesinger, от Minne любовь) средневековые немецкие лирики, воспевавшие любовь к дамам. Около середины XII в., когда поэзия из рук бродячих певцов и духовенства переходит в руки дворянства, постепенно проникающегося рыцарским духом …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.