- Боймер, Людвиг
- (Baumer, Ludwig)(01.09.1888, Мелле, провинция Ганновер - 29.08.1928, Берлин)немецкий поэт. Юность провел в Ганновере, начал изучать юриспруденцию в Гёттингенском университете. С 1912 по 1924 большую часть времени жил в колонии художников “Ворпсведе” (Worpswede). С 1913 в журнале “Акцион”* печатались его стихи, небольшие прозаические заметки и полемические зарисовки. Был соратником Ф.Пфемферта*, который высоко ценил Б. как “представителя нового, сильного поколения поэтов”. В 1914-1918 воевал на фронтах I мировой войны, создал стихотворение, посвященное павшим сотрудникам журнала “Акцион” Г.Лейбольду* и Э.Штадлеру* (“Den Gefallenen der Aktion”), полное скорби по “всадникам, погибшим под чужим небом”. Особенно плодотворными для Б. как поэта были 1916 и 1917 Самое известное его стихотворение “Песнь поэтов” (“Lied der Dichter”, 1916), пронизанное верой в новое поколение и высокую миссию поэта, многократно перепечатывалось.Поэзии Б. на протяжении всего творчества присуща типичная экспрессионистская образность: синтетичность метафоры, сгущенность и динамичность поэтических формулировок, экспериментирование с морфологией, словообразованием и синтаксисом в стремлении “сделать форму содержанием” (П.Хатвани*), что ярко проявилось уже с самых первых публикаций (“Искатели”, “Die Sucher”, 1913). Стихотворения и малая проза Боймера включены во многие антологии экспрессионизма (“Поэзия АКЦИОН”*, 1919; “Новый Фрауенлоб”*, 1919; “Друзья человечества”*, 1919). В книжной серии “Красный петух” (“Der rote Hahn”, № 16) издательства “Акцион” вышел сборник стихов Б. “Страшный суд” (“Das jüngste Gericht”, 1918), состоящий из 3-х частей: “Конец”, “Закат” и “Мир иной” (“Ende”, “Untergang”, “Jenseits”). Последние стихи сборника написаны по законам “словесного искусства” “Штурма”* и напоминают скелетированные строки А.Штрамма*, построенные из цепочек абстрактных существительных и субстантивированных глаголов.Активный участник революционных событий 1918-1919 в Бремене, Б. был народным уполномоченным Бременской Республики Советов, но в январе 1919 сложил с себя эти обязанности. Несмотря на принадлежность к КПГ, был сторонником синдикалистской стратегии, которую он изложил в работе “Сущность коммунизма” (“Das Wesen des Kommunismus”, 1919). Противоречивость спонтанных политических взглядов и практической революционной деятельности Б. симптоматична для всего круга послевоенного экспрессионизма. До 1923 во время открытых классовых боев он безоговорочно выступал на стороне революционного пролетариата, но затем стал приверженцем антиавторитарных тенденций в рабочем движении, отрицая необходимость его организации. Эта позиция соответствовала его экспрессионистскому темпераменту, каким он сложился в годы раннего творчества. Покончил самоубийством.Лит.: Loerke O. Eine Zufallsbibliothek. Über Ludwig Bäumer: Das jüngste Gericht// Die neue Rundschau 3. 1919; Ich schneide die Zeit aus. Expressionismus und Politik in Franz Pfemferts “Aktion” / Hg. P.Raabe. München, 1964; Peter L. Literarische Intelligenz und Klassenkampf. Die Aktion 1911-1932. Köln, 1972.H. Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.