- Бекман, Макс
- (Beckmann, Max)(12.02.1884, Лейпциг - 27.12.1950, Нью-Йорк, США)немецкий живописец, график и скульптор. Родился в семье торговца, обучался живописи в 1899-1902 в Художественной школе в Веймаре у К.А.Смита; в 1903-1904 работал в Париже, с 1904 - член Берлинского Сецессиона. Как стипендиат премии “Вилла Романо” Прусской Академии искусств в 1906 провел шесть месяцев в Риме. В 1911 - один из основателей Свободного Сецессиона в Берлине. С конца 1914 - санитар-доброволец на фронтах I мировой войны, в 1915 ввиду психической болезни был освобожден от службы и поселился во Франкфурте-на-Майне, где позже преподавал в Штеделевском Художественном институте (1925-1932).В истории искусства Б. числится в ряду так называемых “независимых экспрессионистов” наряду с Э.Барлахом*, В.Лембруком*, К.Кольвиц*, К.Рольфсом и другими. Он был ровесником живописцев “Брюкке”*, однако круг его тем и профессиональный почерк определились только к исходу I мировой войны, побудившей его к пересмотру философских и художественных позиций.Творчество Б. после I мировой войны четко делится на два периода, совпадающих с годами работы во Франкфурте-на-Майне (1917-1933) и со временем вынужденной эмиграции (Голландия, 1937-1947; США, 1947-1950). В конце первого периода (графические циклы “Ад”, “Die Hölle”; “Ярмарка”, “Jahrmarkt”; “Путешествие по Берлину”, “Berliner Reise”, 1919-1922; полотна “Ночь”, “Die Nacht”, 1918; “Синагога”, “Die Synagoge”, 1919; триптих “Отправление”, “Abfahrt”, 1933) он уже имел широкую известность, и его картинам был отведен специальный зал в берлинской Национальной галерее. Художественный метод Б. в эти годы отличался определенной эклектичностью, поскольку в нем совмещались приемы живописцев “Брюкке”, Л.Коринта, П.Сезанна, X. фон Марэ и кубизма. Б. был высокообразованной личностью, и его взгляды формировались под воздействием философии А.Шопенгауэра, теософии Е.Блаватской, романов Ф.Достоевского; он обладал также широкими познаниями в области метафизики, мифологии, каббалы, древней индийской философии, космологии и т.д. Однако эрудиция сказывалась в его творчестве опосредованно, как некая коррекция ощущений действительности 1910-1920-х, помогающая перевести в философский и мифологический подтекст глубочайший пессимизм художника. В итоге Б. пришел к позиции “бесстрастного” наблюдателя жизни общества, к ощущению человека вне социума и национальных корней, к переосмыслению его образа в бездуховный метафизический объект, в безликого и агрессивного статиста на подмостках символического театра-мира. Большинство многофигурных сцен и урбанистических пейзажей Б. тех лет подчинены методу камеры-обскуры, выхватывающей крупным планом случайные, но неизменно хаотичные и заряженные агрессией фрагменты действительности (“Синагога”). Их напряженность создается также предметной перенасыщенностью сцен, затесненностью условного пространства, его противодействием объемным формам окружающего мира. “Я постоянно думаю только о вещах, - писал Б. в эссе “Творческое вероисповедание” (“Schöpferische Konfession”, 1920).- О ноге или руке, о разъятии плоскости с помощью божественного чувства сокращений, о расчленении пространства, о комбинациях прямых и изгибающихся линий [...]. Округлое в плоскости, ощущение глубины во всем плоском - вот архитектура картины”. Особый интерес представляет множество автопортретов Б. (более двухсот, в том числе введенные в многофигурные композиции), отмеченные холодным и беспощадным анализом себя самого как “объекта” (“Автопортрет с красным платком на шее”, “Selbstporträt mit rotem Schal”, 1917; “Автопортрет в смокинге”, “Selbstbildnis mit Smoking”, 1927). В 1928 в каталоге своей выставки в Мангейме Б. опубликовал “Шесть сентенций к работе над картиной” (“Sechs Sentenzen zur Bildgestaltung”), где сформулировал основные положения собственного творческого метода: “Изменение оптического ощущения мира объекта с помощью трансцендентной математики души субъекта определяет конструкцию картины [...] Перевод трехмерного пространства мира объекта в двухмерное плоскостное в картине - признак настоящей формы”. В перечне советов особое внимание уделяется также цвету как “отражению духовного тонуса субъекта” и “индивидуализации объекта с помощью сантиментов, способствующей обогащению формы”.В 1933 Б. был отстранен нацистами от преподавательской деятельности, в 1937 - эмигрировал в Голландию (Амстердам), но и там с 1940 вынужден был жить нелегально до конца 11 мировой войны. После переезда в США он преподавал в художественных школах в Сент-Луисе (1947-1949) и при Бруклинском музее в Нью-Йорке (1949). За два десятилетия его стиль не претерпел существенных изменений. Еще в годы нацизма Б. обратился к монументальной живописи, избрав форму картины-полиптиха (“Отправление”, 1932-1933). В эмиграции появились триптихи “Искушение св. Антония”, “Versuchung des heiligen Antonius” (1937), “Персей”, “Perseus” (1941), “Начало”, “The Beginning” и “Аргонавты”, “Argonauten” (1949-1950). Тема насилия над современным человеком нашла в них прямое, хотя и мифологизированное отражение, усиливаемое цветовыми диссонансами, напряженностью пространства и подчеркнутой уравновешенностью композиций, контрастирующей с жестокостью представленных сцен. Сходным настроением отмечены поздние серии литографий (“Апокалипсис”, “Apokalypse”, 1941-1943; “День и сон”, “Day and Dream”, 1946) и перовые иллюстрации ко второй части “Фауста” Гете (1943-1944). Лучшим из поздних автопортретов художника стал “Автопортрет в черном” (“Selbstbildnis in Schwarz”, 1944). В 1930-е Б. исполнил также ряд превосходных скульптурных работ в бронзе (“Человек в темноте”, “Der Mann im Dunkel”, 1934; “Адам и Ева”, “Adam und Eva”, 1936; “Автопортрет”, “Selbstbildnis”, 1936).Произв.: “Портрет графини Хаген”, “Bildnis Gräfin Hagen”, 1908; “Воскресение”, “Auferstehung”, 1916-1918; “Христос и грешница”, “Christus und die Ehebrecherin”, 1917, “Ложа”, “Die Loge”, 1928; триптих “Искушение св.Антония”, “Die Versuchung des heiligen Antonius”, 1937; “Мечта”, “Traum”, 1921.Соч.: Briefe im Kriege. München, 1955; Tagebücher 1940-1950. München, 1955; Sichtbares und Unsichtbares. Stuttgart, 1965.Лит.: Buchheim L.G. Max Beckmann. Feldafing, 1962; Fischer F. Max Beckmann, Symbol und Weltbild. München, 1972; Erpel F. Max Beckmann: Leben im Werk. Berlin, 1985; Искусство, которое не покорилось. 1933-1945. Немецкие художники в период фашизма. М., 1972.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.