- Нольде, Эмиль
- (Nolde, Emil)(псевдоним с 1902; настоящее имя Эмиль Хансен, Emil Hansen)(07.08.1867, деревня Нольде в Шлезвиге, Дания - 13.04.1956, местечко Зеебюль в Шлезвиг-Гольштейне, Германия)датский живописец, график и скульптор, работавший в основном в Германии. Выходец из крестьянской семьи, учился в Школе художественной резьбы по дереву во Фленсбурге (1884-1888), брал эпизодические уроки рисунка и живописи в школе Фр.Фера (Мюнхен, 1898) и у А.Хёльцеля (Дахау, 1899). В 1903-1916 занимался пленерной живописью на острове Альс близ Фленсбурга, много путешествовал. Сблизился с Э.Мунком* и художниками “Брюкке”* (член этого объединения в 1906-1907).С 1909 работал преимущественно над религиозными полотнами и выставлялся в Берлине, Гамбурге и Эссене. В 1913-1914 совершил длительную поездку на острова Океании (через Россию, Корею, Японию, Китай, Новую Гвинею).Н. вошел в историю классического экспрессионизма как мастер художественного метода, подчиненного необычному пониманию роли цвета в живописи. Он исходил из ощущения цвета как изначальной мистической категории и превращал его, по существу, в единственное средство трактовки любой темы. В этой исходной позиции Н. был продолжателем опыта английского романтика-живописца начала XIX в. У.Тёрнера. Сходной ориентации придерживался в 1900-е норвежский художник Э.Мунк, однако у Н. цвет обретал все же большую психологическую концентрацию и медитативное звучание. Свое состояние творческого транса во время работы на пленере Н. называл “нерегулируемым произволом”: “Любой цвет заключает в себе душу и делает мою душу возбужденной, счастливой или поверженной [...] Если даже воспринимать краски внешне, обращать их в первую суть произведения - это уже будет поэзия, музыка, религия, а также форма, игра, духовность” (из поздних “Заметок на полях” 1940-х). В использовании цвета Н. расходился даже с лидером “Дер блауэ райтер”* В.Кандинским*, отстаивавшим ту же мысль о духовно-экстатической природе цвета в искусстве, но воплощавшим ее в основном в беспредметной живописи. Для Н. окружающий мир всегда оставался реальностью, прекрасной и мистической одновременно, включенной в неподвластный человеческому сознанию процесс мироздания. Природа человека, как и природа-Вселенная, оказываются при этом единой одушевленной, но внутренне противоречивой субстанцией, и в их таинственной связи и заключается гармония мира (“Наше понимание божественного можно сравнить с раздумьем мельчайшего атома о нас - людях [...] Духовность опережает, действительность степенно и тяжеловесно следует за ней” (там же).Творческая эволюция Н. включала три этапа. Почти до тридцати лет он упорно, но несколько бессистемно пытался учиться профессии живописца, сменив множество школ и частных студий и добиваясь гораздо больших результатов самоучкой. Наметки собственного стиля стали определяться с 1903, когда Н. сосредоточился на пейзажных этюдах в Альсе и стал работать открытым цветом. Именно в те годы живописцы “Брюкке” пришли в восторг от его “цветовых бурь” на одной из выставок в Дрездене и предложили ему стать членом объединения.На рубеже 1900-1910-х в центре внимания Н. оказался уже исключительно мир человека, трактуемый в аспекте религиозных представлений. С 1908 по 1912 художник исполнил двадцать пять картин, в том числе полотна “Причастие” (“Тайная вечеря”, “Das Abendmahl”) и “Троицын день”, “Pfingsten” (“Схождение св. Духа”, обе 1909) и девятичастный полиптих “Жизнь Христа” (“Das Leben Christi”, 1911-1912). В истории религиозной живописи XX в. это была первая и по-своему знаменательная попытка нового толкования евангельских тем. Суть новизны заключалась в отказе от традиционной иконографии евангельских персонажей (Н. подчеркивает в их облике и поведении семитские черты), а также в сверхдраматической трактовке избираемых сюжетов (средствами экспрессивной цветописи, в первую очередь). В итоге в самом каноничном жанре искусства оказывались налицо еретический и почвенный контексты, весьма злободневные для немецкого общества в начале XX столетия. Экспонирование “Троицына дня” в Берлине вызвало скандал, исключение Н. из членов Берлинского Сецессиона, распад последнего и образование Нового Сецессиона (1911), более чуткого к поискам молодых художников.С началом I мировой войны Н. возвратился в Шлезвиг и проработал там почти сорок лет (с 1927 - в собственном доме-ателье в Зеебюле), занимаясь преимущественно акварельной живописью. Теперь он сосредоточился на пейзажах и на теме внутренней связи природы и человека. Этот третий период оказался самым зрелым и плодотворным в его творчестве. Натурный этюд возникал как фантастический пейзаж, как панорама грандиозной связи стихий и динамичного дыхания Вселенной. Не менее глубокой становится трактовка другого космоса - человеческой души с ее таинствами превращений, инстинктами и тягой к инфернальному. Большинство подобных работ Н. возникло в период нацизма (серия акварелей “Ненаписанные картины”, “Ungemälte Bilder”, около 1300 листов, хранятся в Зеебюле). В 1935 Н. был исключен из Прусской Академии искусств и подвергнут систематической травле (в 1937 из музеев Германии было удалено и конфисковано свыше тысячи его работ). После окончания II мировой войны, в конце 1940 - начале 1950-х, Н. был удостоен премий Стефана Лохнера (Кёльн) и Биеннале в Венеции (премия за графику), а также звания кавалера ордена “За заслуги”.Произв.: “В ночном кафе”, “Im Nachtcafe”, 1911; “Рюмка вина”, “Am Weintisch”, 1911; “Смерть Марии Египетской”, “Der Tod der Maria Egyptica”, 1912; “Тропическое солнце”, “Tropensonne”, 1914; “Море вечером”, “Meer am Abend”, 1919; “Ночные светлячки”, “Nachtgelichter”, из серии “Ненаписанные картины”, 1938-1945; “Рыжий гаут”, “Gaut der Rote”, 1939; “Великий садовник”, “Der große Gärtner”, 1940.Соч.: Worte am Rand. Aphorismen in Tagebuchform (1939-1948)// Haftmann W. Emil Nolde. Ungemalte Bilder. Köln, 1963; Mein Leben. Köln, 1976(8. Auflage, 1990).Лит.: Sauerlandt M. Emil Nolde. München, 1921; Haftmann W. Emil Nolde. Köln, 1958; Hentzen A. Emil Nolde. Das Abendmahl. Stuttgart, 1964; Urban M. Emil Nolde. Werkverzeichnis der Gemälde. Bd. I-II. London; New York; München, 1987-1990; Мастера искусств об искусстве. T. 5. Кн. 2. M., 1969; Эмиль Нольде. Полотна, акварели, графика. Л., 1990; Маркин Ю. “Мой прекрасный, мой трагический мир...” // Творчество. 1991. № 2.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.