- Абстракция
- (Abstraktion)эстетическая категория, разработанная В.Воррингером* и получившая широкое признание у экспрессионистов. Абстракцию (абстрагирование) Воррингер сопрягал с понятием “вчувствования” (“Einfühlung”) как необходимое коррелятивное условие последнего, рациональный “полюс” художественного самовыражения. Если “вчувствование”, по Воррингеру, - некое “пантеистическое” слияние с внешним миром, жизнью, которая есть “сила [...], действие [...], воля”, то абстракция - род пытливого внутреннего беспокойства, побуждающего проникать за оболочку “вещей в себе”, связуя субъект, личность художника, с космическими, трансцендентальными началами бытия. В таком смысле понятие абстракции соотносилось с творческими установками и эстетическими постулатами многих экспрессионистов и близких к ним поэтов, писателей, художников: “духовность”, или “сущностное звучание” воспроизводимого мира - у В.Кандинского*; “звездные” порывы искусства к “вечности” - у Т.Дойблера*; творчество во имя “целостного зрения”, торжество “души” над внешним, над “машиной” - у Х.Бара*; “стремление к вневременному абсолюту” как основа сценического обновления драмы - у Я.Мацы*; примат в поэзии лирического интеллекта, который постигает необыденное, божественное в человеке - у К.Пинтуса*; утверждение К.Эдшмидом* визионерской мощи духа, отверзающей сокровенно-истинную “картину мира”; слияние статики и динамики через абстрагирующую “психоцентрическую ориентацию” “я” и мира, - у П.Хатвани*; организующее личностное оформление затекстового и сверхтекстового, вообще сверхличного художественного переживания у А.Шёнберга* и т.п.Общее признание творческой роли абстракции в построении образа сопровождалось решительным неприятием простого “подражания” жизни, натуралистической описательности (В.Воррингер, К.Пинтус, К.Эдшмид и многие другие), нередко отождествляемой с “реализмом”; импрессионистской поверхностностью и “дробностью” (Х.Бар, Я.Маца и др.). Абсолютизация абстрагируемой “активности” порой приводила к деконкретизации чувства и крайней отвлеченности. Вместе с тем художественное освоение экспрессионизмом понятия абстракции подготавливало и углубляло драматически напряженную интеллектуализацию новейшего искусства.Лит.: Worringer W. Abstraktion und Einfühlung. Bern, 1907, München, 1908; Kandinskij W. Über das Geistige in der Kunst. München, 1912; Lipps Th. Zur Einfühlung. Leipzig, 1913; Däubler Th. Der neue Standpunkt. Dresden, 1916; Bahr H. Expressionismus. München, 1920; Edschmid K. Über den Expressionismus in der Literatur und die neue Dichtung. Berlin, 1920; Hevesi I. Az impressionizmus, futurizmus, kubizmus és expresszionismus. Budapest, 1919; Воррингер В. Абстракция и вчувствование// Современная книга по эстетике. М., 1957; Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.О. Россиянов
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.