- Ороско, Хосе Клементе
- (Orozco, José Clemente)(23.11.1883, г. Сапотлан Великий, ныне Гусман - 07.09.1949, Мехико)мексиканский график и живописец-монументалист, сын мелкого предпринимателя, разорившегося и рано умершего. В 1908-1914 учился в вечерней школе рисунка при Академии художеств Сан Карлос (Мехико) под руководством исторического живописца Л.Исагирре. Заметное воздействие на О. оказал недолго преподававший в том же учебном заведении Х.Руэлас, представитель позднего символизма, воспринятого им в Германии. Стиль ранних рисунков О. отмечен влиянием сатирической графики Х.Руэласа. В 1911 О. продолжил обучение в школе пленерной живописи Санта Анита, но господствовавшему там импрессионизму предпочел реалистическую манеру с оттенком сатирического гротеска. Тогда же начал сотрудничать как карикатурист в периодических изданиях, наиболее известным из которых была сатирическая газета “Ихо де Ауисоте” (“Hijo de Auhizote”, “Сын Ауисоте”). Потеряв в отрочестве кисть левой руки, О. избежал мобилизации в действующую армию. С 1915 - карикатурист газеты “Вангуардиа” (“La Vanguardia”, “Авангард”), органа армии конституционалистов (противников клерикально-помещичьей диктатуры генерала П.Диаса). Рисунки этого периода легли в основу графической серии “Мексика в революции” (середина и вторая половина 1920-х), по своему пафосу близкой европейской антивоенной графике времен I мировой войны. Некоторые работы серии по острой выразительности линии близки сатирической графике Г.Гросса*, ударные контрасты черных и белых плоскостей в других листах напоминают о манере Ф.Мазереля*.В 1916 в Мехико состоялась первая персональная выставка графики О. “Этюды женщин” - цикл натурных зарисовок быта столичного “веселого квартала”, в которых эротизм смешан с насмешкой и состраданием. Поэт Х.Х.Таблада в статье, посвященной выставке, назвал художника “мексиканским Гойей”.В 1922 О. приступает к созданию первых монументальных росписей в Национальной подготовительной школе (Препаратории), отмеченных влиянием символизма и экспрессионизма: “Борьба добра и зла” (не сохранилась) и “Христос, разрушающий свой крест” (сохранился фрагмент). В 1923 вступает в Синдикат, объединивший активистски настроенных художников, с 1924 сотрудничает в издаваемой им газете “Мачете” (“El Machete”).От графических листов “Мексика в революции” со сценами насилия и смерти путь ведет к самым близким экспрессионизму по духу и манере исполнения образам монументальной живописи О.: к “Пиру богатых” и “Политической свалке” (Мехико, Препаратория, 1923-1924), к фальшивым фанфарам “Могилы неизвестного солдата” (США, Дартмутский колледж, 1932-1934), к “Демагогам”, “Фарисействующим вождям” и “Роботам-убийцам” (Гвадалахара, Приют Кабаньяса, 1938-1939), вплоть до “Апокалиптической блудницы” (Мехико, Церковь Иисуса, 1942-1944) - символа абсолютной продажности властной верхушки общества.Постоянная тема творчества О. - народ как коллективный герой истории: его трагедия, но и ответственность, а порой и вина. В произведениях 1930-1940-х в его творчестве появляется образ человеческой массы, написанной в динамичной, нервной манере, с похожими на зигзаги молний белыми контурными мазками на темном фоне. Иногда составляющие толпу человеческие фигуры, теряя самостоятельность, сливаются в подобие многоглавого чудовища, вроде уродливого дьявола на фреске Приюта Кабаньяса. Фарисействующим вождям и толпе художник противопоставляет мессий, воплощающих героическую концепцию личности: это “Прометей” (США, Клармонт, Помона-колледж, 1930), “Христос, разрушающий свой крест” (США, Дартмутский колледж, 1932-1934), герой войны за Независимость Мигель Идальго (“Идальго”, Гвадалахара, Дворец Правительства, 1937), “Человек огня” (Гвадалахара, Приют Кабаньяса, 1938-1939).Подчеркнуто сторонившийся политики, О., вместе с тем, был убежден, что настоящий латиноамериканский художник в силу особенностей окружающей его действительности всегда будет создавать произведения, исполненные гражданского и даже политического пафоса: “Мы - революционеры, проклятые и мрущие с голоду” (“El artista en Nueva York”). Он не сомневался в правильности направления, избранного в первой четверти XX века социально активными художниками Мексики, но не разделял энтузиазма, который привел некоторых его соратников по движению монументалистов в ряды мексиканской коммунистической партии.Некоторые мексиканские искусствоведы причисляют все творчество О. к экспрессионизму, трактуемому как определенная содержательно-стилистическая константа мирового искусства. В этом ключе его творчество рассматривают Х.Фернандес и Л.Кардоса-и-Арагон, авторы ключевых монографий о художнике, вышедших в Мексике. Такова же точка зрения французских историков современного искусства Р.Конья и Б.Дориваля. Американский искусствовед Б.Майерс полагает, что О. пришел к экспрессионизму около 1930, и с тех пор экспрессионизм стал его главным творческим методом. Советский автор монографии об О. А.Г.Костеневич сопоставляет значение фольклорного гротеска мексиканского графика Х.Г.Посады для О. со значением старинной германской ксилографии для немецких экспрессионистов.О. “экспрессионистичнее”, чем кто-либо из его коллег по движению, выразил противоречия социальной действительности. Присущее его искусству отстаивание целостной концепции личности в условиях, когда человек оказался перед дилеммой одиночества или растворения в безликой “массовой” стихии, свидетельствует о том, что экспрессионизм оставался важной, но не единственной тенденцией его творчества.Произв.: Графика: “Свадьба генерала” (тушь, перо, кисть. 1916), “Пустой дом”, “Кукарача”, “Повешенный” (серия “Мексика в революции”, бумага, тушь, перо, кисть. Середина 1920-х); “Паяц” (Офорт. 1944). Монументальная живопись: “Политическая свалка” (Фреска. Мехико, Препаратория, 1923-1924); “Прометей” (Фреска. США; Помона-колледж, Клармонт, 1930); “Идальго”, “Политический карнавал”, “Парии” (Фрески. Гвадалахара, Дворец Правительства, 1937); Цикл “Конкиста” (Фрески. Гвадалахара, Приют Кабаньяса, 1938-1939).Соч.: Autobiografía. México, 1970; Автобиография (избранные главы) // Латинская Америка. 1991. № 12.Лит.: Fernández J. Orozco. Forma e idea. México, 1956; Mayers В. Mexican Painting in Our Time. N.Y., 1956; Cardoza y Aragón. Orozco. México, 1959; Rodríguez A. La pintura mural en la obra de J.C.Orozco. México, 1980; Костеневич А.Г. Opocко. 1969.E. Козлова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.