Ороско, Хосе Клементе


Ороско, Хосе Клементе
(Orozco, José Clemente)
(23.11.1883, г. Сапотлан Великий, ныне Гусман - 07.09.1949, Мехико)
   мексиканский график и живописец-монументалист, сын мелкого предпринимателя, разорившегося и рано умершего. В 1908-1914 учился в вечерней школе рисунка при Академии художеств Сан Карлос (Мехико) под руководством исторического живописца Л.Исагирре. Заметное воздействие на О. оказал недолго преподававший в том же учебном заведении Х.Руэлас, представитель позднего символизма, воспринятого им в Германии. Стиль ранних рисунков О. отмечен влиянием сатирической графики Х.Руэласа. В 1911 О. продолжил обучение в школе пленерной живописи Санта Анита, но господствовавшему там импрессионизму предпочел реалистическую манеру с оттенком сатирического гротеска. Тогда же начал сотрудничать как карикатурист в периодических изданиях, наиболее известным из которых была сатирическая газета “Ихо де Ауисоте” (“Hijo de Auhizote”, “Сын Ауисоте”). Потеряв в отрочестве кисть левой руки, О. избежал мобилизации в действующую армию. С 1915 - карикатурист газеты “Вангуардиа” (“La Vanguardia”, “Авангард”), органа армии конституционалистов (противников клерикально-помещичьей диктатуры генерала П.Диаса). Рисунки этого периода легли в основу графической серии “Мексика в революции” (середина и вторая половина 1920-х), по своему пафосу близкой европейской антивоенной графике времен I мировой войны. Некоторые работы серии по острой выразительности линии близки сатирической графике Г.Гросса*, ударные контрасты черных и белых плоскостей в других листах напоминают о манере Ф.Мазереля*.
   В 1916 в Мехико состоялась первая персональная выставка графики О. “Этюды женщин” - цикл натурных зарисовок быта столичного “веселого квартала”, в которых эротизм смешан с насмешкой и состраданием. Поэт Х.Х.Таблада в статье, посвященной выставке, назвал художника “мексиканским Гойей”.
   В 1922 О. приступает к созданию первых монументальных росписей в Национальной подготовительной школе (Препаратории), отмеченных влиянием символизма и экспрессионизма: “Борьба добра и зла” (не сохранилась) и “Христос, разрушающий свой крест” (сохранился фрагмент). В 1923 вступает в Синдикат, объединивший активистски настроенных художников, с 1924 сотрудничает в издаваемой им газете “Мачете” (“El Machete”).
   От графических листов “Мексика в революции” со сценами насилия и смерти путь ведет к самым близким экспрессионизму по духу и манере исполнения образам монументальной живописи О.: к “Пиру богатых” и “Политической свалке” (Мехико, Препаратория, 1923-1924), к фальшивым фанфарам “Могилы неизвестного солдата” (США, Дартмутский колледж, 1932-1934), к “Демагогам”, “Фарисействующим вождям” и “Роботам-убийцам” (Гвадалахара, Приют Кабаньяса, 1938-1939), вплоть до “Апокалиптической блудницы” (Мехико, Церковь Иисуса, 1942-1944) - символа абсолютной продажности властной верхушки общества.
   Постоянная тема творчества О. - народ как коллективный герой истории: его трагедия, но и ответственность, а порой и вина. В произведениях 1930-1940-х в его творчестве появляется образ человеческой массы, написанной в динамичной, нервной манере, с похожими на зигзаги молний белыми контурными мазками на темном фоне. Иногда составляющие толпу человеческие фигуры, теряя самостоятельность, сливаются в подобие многоглавого чудовища, вроде уродливого дьявола на фреске Приюта Кабаньяса. Фарисействующим вождям и толпе художник противопоставляет мессий, воплощающих героическую концепцию личности: это “Прометей” (США, Клармонт, Помона-колледж, 1930), “Христос, разрушающий свой крест” (США, Дартмутский колледж, 1932-1934), герой войны за Независимость Мигель Идальго (“Идальго”, Гвадалахара, Дворец Правительства, 1937), “Человек огня” (Гвадалахара, Приют Кабаньяса, 1938-1939).
   Подчеркнуто сторонившийся политики, О., вместе с тем, был убежден, что настоящий латиноамериканский художник в силу особенностей окружающей его действительности всегда будет создавать произведения, исполненные гражданского и даже политического пафоса: “Мы - революционеры, проклятые и мрущие с голоду” (“El artista en Nueva York”). Он не сомневался в правильности направления, избранного в первой четверти XX века социально активными художниками Мексики, но не разделял энтузиазма, который привел некоторых его соратников по движению монументалистов в ряды мексиканской коммунистической партии.
   Некоторые мексиканские искусствоведы причисляют все творчество О. к экспрессионизму, трактуемому как определенная содержательно-стилистическая константа мирового искусства. В этом ключе его творчество рассматривают Х.Фернандес и Л.Кардоса-и-Арагон, авторы ключевых монографий о художнике, вышедших в Мексике. Такова же точка зрения французских историков современного искусства Р.Конья и Б.Дориваля. Американский искусствовед Б.Майерс полагает, что О. пришел к экспрессионизму около 1930, и с тех пор экспрессионизм стал его главным творческим методом. Советский автор монографии об О. А.Г.Костеневич сопоставляет значение фольклорного гротеска мексиканского графика Х.Г.Посады для О. со значением старинной германской ксилографии для немецких экспрессионистов.
   О. “экспрессионистичнее”, чем кто-либо из его коллег по движению, выразил противоречия социальной действительности. Присущее его искусству отстаивание целостной концепции личности в условиях, когда человек оказался перед дилеммой одиночества или растворения в безликой “массовой” стихии, свидетельствует о том, что экспрессионизм оставался важной, но не единственной тенденцией его творчества.
   Произв.: Графика: “Свадьба генерала” (тушь, перо, кисть. 1916), “Пустой дом”, “Кукарача”, “Повешенный” (серия “Мексика в революции”, бумага, тушь, перо, кисть. Середина 1920-х); “Паяц” (Офорт. 1944). Монументальная живопись: “Политическая свалка” (Фреска. Мехико, Препаратория, 1923-1924); “Прометей” (Фреска. США; Помона-колледж, Клармонт, 1930); “Идальго”, “Политический карнавал”, “Парии” (Фрески. Гвадалахара, Дворец Правительства, 1937); Цикл “Конкиста” (Фрески. Гвадалахара, Приют Кабаньяса, 1938-1939).
   Соч.: Autobiografía. México, 1970; Автобиография (избранные главы) // Латинская Америка. 1991. № 12.
   Лит.: Fernández J. Orozco. Forma e idea. México, 1956; Mayers В. Mexican Painting in Our Time. N.Y., 1956; Cardoza y Aragón. Orozco. México, 1959; Rodríguez A. La pintura mural en la obra de J.C.Orozco. México, 1980; Костеневич А.Г. Opocко. 1969.
   E. Козлова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Ороско, Хосе Клементе" в других словарях:

  • Ороско Хосе Клементе —         (Orozco) (1883 1949), мексиканский живописец. Один из основателей мексиканской школы монументальной живописи. Учился в АХ в Мехико (1908 14). Участник Мексиканской революции 1910 17. В 1917 19 и 1927 34 жил в США. Работал главным образом… …   Художественная энциклопедия

  • Ороско Хосе Клементе — (Orozco) (1883 1949), мексиканский живописец. Один из основателей национальной школы монументальной живописи. Участник Мексиканской революции 1910 17. Росписи Ороско (в Мехико, Гвадалахаре, США) отличаются резкой экспрессией, гротескной остротой… …   Энциклопедический словарь

  • Ороско Хосе Клементе — Ороско (Orozco) Хосе Клементе (23.11.1883, Сапотлан, штат Халиско, 7.9.1949, Мехико), мексиканский живописец, один из основателей национальной школы монументальной живописи. Учился в АХ в Мехико (1908 14). Участник Мексиканской революции 1910 17 …   Большая советская энциклопедия

  • Ороско, Хосе Клементе — ОРОСКО (Orozco) Хосе Клементе (1883 1949), мексиканский живописец. Один из основателей национальной школы монументальной живописи. Участник Мексиканской революции 1910 17. Росписи Ороско (в Мехико, Гвадалахаре, США) проникнуты революционным… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ороско, Хосе Клементе — См. также Ороско (значения). Хосе Клементе Ороско José Clemente Orozco …   Википедия

  • Ороско Хосе Клементе — Х. К. Ороско. Автопортрет. Ороско Хосе Клементе (Orozco) (1883—1949), мексиканский живописец и график. Учился в Академии Сан Карлос (1908—14). Участник Мексиканской революции 1910—17, автор рисунков для революционных газет,… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • ОРОСКО Хосе Клементе — (Orozco, Jose Clemente) (1883 1949), мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи 20 в. Родился 23 ноября 1883 в Сапотлане (шт. Халиско, Мексика). После четырех лет, проведенных в Национальном… …   Энциклопедия Кольера

  • ОРОСКО (Orozco) Хосе Клементе — (1883 1949) мексиканский живописец. Один из основателей национальной школы монументальной живописи. Участник Мексиканской революции 1910 17. Росписи Ороско (в Мехико, Гвадалахаре, США) проникнуты революционным пафосом и отличаются резкой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Хосе Клементе Ороско — См. также Ороско (значения). Хосе Клементе Ороско José Clemente Orozco Дата рождения: 23 ноября 1883 Место рождения …   Википедия

  • Ороско — Ороско: Ороско (муниципалитет)  город и муниципалитет в Испании. Ороско, Габриель мексиканский живописец. Ороско, Хосе Клементе  мексиканский живописец …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Ороско, Хосе Клементе» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.