- Осанаи Каору
- (26.07.1881, Хиросима - 25.12.1928, Токио)японский поэт, театральный деятель. Родился в семье военного врача, в 1906 окончил Токийский университет. Еще будучи студентом университета, опубликовал первую пятиактную пьесу “Хисэнтоин” (“Невоеннообязанный”, 1904), писал стихи, рассказы, повести, критические статьи, но стал популярным как драматург. “Отец синтэки” - современного японского театра и киноискусства Японии. Был горячим поклонником МХАТ, К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, переводил рассказы и пьесы А.Чехова, М.Горького, исследователь экспрессионистического театра. Автор пьес: “Дайити-но-сэкай” (“Первый мир”, 1921); одноактной драмы “Мусуко” (“Сын”, 1922); исторической драмы “Мори Юрэй” (1926). В 1909 совместно со знаменитым актером Кабуки Итикава Садандзи организовал “Дзию Гэкидзё” (“Свободный театр”), где поставил пьесу Ибсена “Йон Габриэль Боркман”, в 1910 - “На дне” Горького в собственном переводе. “Цель создания нашего театра состоит в стремлении выжить, - говорил О. - Театральное искусство не может существовать в отсутствии силы человеческого духа”. Побывав в Москве с конца декабря 1912 по весну 1913, по пути в Европу для изучения современного театра, и во второй раз - осенью 1927, посещал спектакли Художественного театра, встречался с К.С.Станиславским, О.Книппер-Чеховой, В.Мейерхольдом, М.Чеховым. По возвращении в Японию в 1913 заново поставил “На дне”, скопировав постановку Московского Художественного театра. В 1924 с целью развития некоммерческого направления в современном театре с помощью своего ученика графа Хидзиката Йоси основал “Цукидзи-сегэкидзё” (“Малый театр Цукидзи”), ставил японские и европейские пьесы, в том числе Чехова, А.Стриндберга*, а также пьесы немецких экспрессионистов: “Языческая невеста” А.Штрамма* (1925), “Люди” В.Газенклевера* (1925). В 1921 при компании “Сётику” организовал Исследовательский киноинститут, где был создан первый в Японии художественный, экспрессионистский фильм “Родзёе-норэйкон” (“Душа на дороге”, 1921) по мотивам пьесы В.Шмидт-Бонна “Мать проселочная дорога” (“Mutter Landstrasse”) и пьесы М.Горького “На дне”. О. был и исполнителем главной роли. Он также - автор ряда статей об экспрессионизме: “"С утра до ночи" Кайзера” (1922), “О пьесе Газенклевера "Люди"” (1923), “Изучение пьес экспрессионистов” (1925).Соч. : Осанаи Каору Дзэнсю [Полное собрание сочинений Осанаи Каору]: В 8 т. Токио, 1975; Осанаи Каору Энгэкирон Дзэнсю” [Полное собрание театроведческих сочинений Осанаи Каору]: В 5 т. Токио, 1964-1968.Лит.\ Хорикава Канъити. Осанаи Каору. Токио, 1942; Кубо Сакаэ. Осанаи Каору. Токио, 1947; Мидзусима Харуки. Осанаи Каоруто Цукидзи-сёгэкидзё. Токио, 1954.Накамото Нобуюки
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.