Осанаи Каору


Осанаи Каору
(26.07.1881, Хиросима - 25.12.1928, Токио)
   японский поэт, театральный деятель. Родился в семье военного врача, в 1906 окончил Токийский университет. Еще будучи студентом университета, опубликовал первую пятиактную пьесу “Хисэнтоин” (“Невоеннообязанный”, 1904), писал стихи, рассказы, повести, критические статьи, но стал популярным как драматург. “Отец синтэки” - современного японского театра и киноискусства Японии. Был горячим поклонником МХАТ, К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, переводил рассказы и пьесы А.Чехова, М.Горького, исследователь экспрессионистического театра. Автор пьес: “Дайити-но-сэкай” (“Первый мир”, 1921); одноактной драмы “Мусуко” (“Сын”, 1922); исторической драмы “Мори Юрэй” (1926). В 1909 совместно со знаменитым актером Кабуки Итикава Садандзи организовал “Дзию Гэкидзё” (“Свободный театр”), где поставил пьесу Ибсена “Йон Габриэль Боркман”, в 1910 - “На дне” Горького в собственном переводе. “Цель создания нашего театра состоит в стремлении выжить, - говорил О. - Театральное искусство не может существовать в отсутствии силы человеческого духа”. Побывав в Москве с конца декабря 1912 по весну 1913, по пути в Европу для изучения современного театра, и во второй раз - осенью 1927, посещал спектакли Художественного театра, встречался с К.С.Станиславским, О.Книппер-Чеховой, В.Мейерхольдом, М.Чеховым. По возвращении в Японию в 1913 заново поставил “На дне”, скопировав постановку Московского Художественного театра. В 1924 с целью развития некоммерческого направления в современном театре с помощью своего ученика графа Хидзиката Йоси основал “Цукидзи-сегэкидзё” (“Малый театр Цукидзи”), ставил японские и европейские пьесы, в том числе Чехова, А.Стриндберга*, а также пьесы немецких экспрессионистов: “Языческая невеста” А.Штрамма* (1925), “Люди” В.Газенклевера* (1925). В 1921 при компании “Сётику” организовал Исследовательский киноинститут, где был создан первый в Японии художественный, экспрессионистский фильм “Родзёе-норэйкон” (“Душа на дороге”, 1921) по мотивам пьесы В.Шмидт-Бонна “Мать проселочная дорога” (“Mutter Landstrasse”) и пьесы М.Горького “На дне”. О. был и исполнителем главной роли. Он также - автор ряда статей об экспрессионизме: “"С утра до ночи" Кайзера” (1922), “О пьесе Газенклевера "Люди"” (1923), “Изучение пьес экспрессионистов” (1925).
   Соч. : Осанаи Каору Дзэнсю [Полное собрание сочинений Осанаи Каору]: В 8 т. Токио, 1975; Осанаи Каору Энгэкирон Дзэнсю” [Полное собрание театроведческих сочинений Осанаи Каору]: В 5 т. Токио, 1964-1968.
   Лит.\ Хорикава Канъити. Осанаи Каору. Токио, 1942; Кубо Сакаэ. Осанаи Каору. Токио, 1947; Мидзусима Харуки. Осанаи Каоруто Цукидзи-сёгэкидзё. Токио, 1954.
   Накамото Нобуюки

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Осанаи Каору" в других словарях:

  • Осанаи Каору — (26.7.1881, префектура Хиросима, ≈ 25.12.1928, Токио), японский писатель, театральный деятель, режиссёр. Один из основоположников движения за создание современной японской драмы и театра (сингэки). Окончил литературный факультет Токийского… …   Большая советская энциклопедия

  • Осанаи —         Каору (26.7.1881, префектура Хиросима, 25.12.1928, Токио), японский писатель, театральный деятель, режиссёр. Один из основоположников движения за создание современной японской драмы и театра (сингэки). Окончил литературный факультет… …   Большая советская энциклопедия

  • Японский экспрессионизм —    Возникновение экспрессионизма в японском искусстве относится к началу 1920 х. В Японии для обозначения экспрессионизма употребляется как европейская форма этого термина, так и японская хёгэнсюги (буквально: “выражение” + “изм”), представляющая …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Хидзиката Йоси — (псевдоним; настоящее имя Хисайоси) (16.04.1898, Токио, 04.06.1959, Токио)    японский режиссер, театральный деятель, педагог. Внук и наследник графа Хидзиката Хисамото, защитника театральных реформ (1833 1918). Учился на филологическом… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Япония — (япон. Ниппон, Нихон)          I. Общие сведения          Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… …   Большая советская энциклопедия

  • Японская кинематография — «Живой труп». Режиссёр Э. Танака. 1918. японская кинематография. В 1896 в Японию был завезён кинетоскоп Эдисона, в 1897 синематограф братьев Люмьер и вайтаскоп Эдисона. В 1899 созданы первые национальные видовые и игровые фильмы, зафиксированы на …   Кино: Энциклопедический словарь

  • ЯПОНИЯ — (япон. Ниппон, Нихон) гос во в зап. части Тихого ок., на группе о вов, главные из к рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица Токио. Я. конституц. монархия. Действующая конституция… …   Советская историческая энциклопедия

  • УСИХАРА Кёхико — (р. 22.3.1897), японский режиссёр. В 1920, после окончания Токийского университета, стал учеником режиссера Каору Осанаи. Дебютировал фильмом «Закат над горами» (1921). Ставил сентиментальные мелодрамы. В 1926 изучал режиссуру в США, работал у… …   Кино: Энциклопедический словарь


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.