Японский экспрессионизм


Японский экспрессионизм
   Возникновение экспрессионизма в японском искусстве относится к началу 1920-х. В Японии для обозначения экспрессионизма употребляется как европейская форма этого термина, так и японская - хёгэнсюги (буквально: “выражение” + “изм”), представляющая собой кальку французского “expressionisme”, при этом освоение пришедших из европейской культуры художественных течений происходит одновременно: под флагом экспрессионизма выступают писатели и художники, связанные с другими авангардистскими течениями, и наоборот. Например, по мнению автора первого в Японии футуристического манифеста (1921) Хирато Рэнкити, усложненный поэтический мир современного художника можно передать, только используя своеобразие всех направлений; он предлагает формулу: футуризм + кубизм = дадаизм = экспрессионизм. Его собственные поэтические настроения колеблются между футуризмом, кубизмом, импрессионизмом, экспрессионизмом. Для Японии характерно не противоборство новых авангардистских направлений, а их взаимодействие.
   Экспрессионизм нашел благодатную почву в Японии. Абстракция, усиление субъективно-эмоционального начала, характерные для его эстетики, изначально присутствуют в японском искусстве. Так, Камацу Хироси в статье, посвященной драме Г.Кайзера* “С утра до полуночи”, писал: “Японцам, хорошо знакомым с театром Кабуки и особенно с театром Но, вовсе не чужд абстракционистский прием в искусстве. Более того, трудно найти другие страны, где, как в Японии, так близко к сердцу лежит представление о том, что зримый мир является лишь выражением внутреннего, субъективного "я" художника”.
   Программные принципы японских экспрессионистов, хотя во многом перекликаются с манифестами их западных единомышленников, отличаются стремлением внести элементы восточного миросозерцания. Так, например, в отрицание, являющееся исходным моментом экспрессионистского мироощущения, японцы вкладывали дзэн-буддийский смысл “ничто”. Такахаси Синкити, пользовавшийся в 1920-е репутацией лидера поэтического авангарда, заявлял: “Мой дадаизм (в это понятие Такахаси включает и экспрессионизм. - K.P.) был замаскированным буддизмом” (Из предисловия к сборнику “Стихи дадаиста Синкити”, 1923).
   Возникновение экспрессионизма в Японии связывают с творчеством ряда писателей и художников, объединившихся вокруг различных журналов и групп, ориентировавшихся на авангардистские движения на Западе. С начала века на японском языке стали появляться манифесты европейских авангардистов: в 1909 - Первый манифест Маринетти, а десять лет спустя - “Пощечина общественному вкусу”. Первым проводником немецкого экспрессионизма был известный писатель Мори Огай, получивший образование в Германии. В 1914 он опубликовал в журнале “Варэра” (“Мы”) свои переводы стихотворений Клабунда*. В последующие годы устанавливались не только литературные, но и личные контакты с авангардистами разных стран. В 1920 в Токио состоялась выставка картин русских художников, в которой принимали участие Д.Бурлюк и Пальмов, эмигрировавшие в Японию. Под впечатлением от знакомства с Бурлюком поэт и художник Камбара Тай устроил в 1921 свою персональную выставку в Токио. В “Манифесте Камбара Тая”, распространенном в дни выставки, говорилось: “Искусство абсолютно свободно. Свобода его форм также абсолютна”. Пафосом отрицания, призывом к великой анархии отличается и декларация поэтов-авангардистов, объединившихся вокруг журнала “Красное и черное” (1923): “Поэзия? Мы, отрицающие все понятия прошлого, смело заявляем: Поэзия - это бомба, Поэт - черный преступник с бомбой в руках, он рушит тюремные двери и стены”.
   Эти манифесты и декларации обладали магической силой воздействия. Издатели, чутко улавливающие читательский интерес, все чаще стали выпускать книги и журналы, затрагивающие проблемы авангардизма, выделяя при этом экспрессионизм. Апрельский номер за 1921 журнала “Синтё” (“Новое течение”) был специальным выпуском, посвященным экспрессионизму. В составлении номера приняли участие известные писатели и театральные деятели - Ямамото Юдзо, Масуда Кунимото, Ниидзэки Рёдзо и др. В октябре 1924 вышел “Сборник экспрессионистских пьес” (составление и перевод Китамура Кихати), а в декабре того же года - “Антология экспрессионистских пьес” в переводе Курода Рэйдзи. В 1924-1925 издавалась “Библиотека искусства авангардизма”, в которой большое место заняло творчество экспрессионистов. Многие пьесы, включенные в “Библиотеку”, были поставлены на японской сцене. В эти годы появились и монографические работы японских исследователей: Китамура Кихати “Драматургия экспрессионизма” (1926), Фунабаси Сэйити “Эпоха экспрессионизма” (1934). Внимание японских исследователей привлекали не только стилистические новации экспрессионистов, но и их мировосприятие, ведущее к открытому отрицанию существующего порядка вещей. Это искусство было близко умонастроению японцев, стремящихся также выразить свою “тревогу чувств” (Ёкомицу Риити).
   Главными жанрами японского экспрессионизма были поэзия и драма; в них сильнее прозвучал крик* неистовствующей души. Вслед за ними - проза. В центре поэтического творчества Хирато Рэнкити - современный город с многоликими улицами, с грохотом машин. Он стремится воссоздать “подлинную красоту урбанистического искусства, красоту динамики и механики”. В 1921 Хирато опубликовал “Первый манифест японских футуристов”. Поэт разрушал тишину и покой традиционного японского искусства и провозгласил “конструктивный динамический стиль” единственным средством для выражения “облика времени”. В стихотворении “Летающая птица” (1921) он занялся конструированием словосочетаний, стремясь передать зрительное ощущение полета птиц: строки разбил лесенкой.
   О социальных конфликтах большого города писал и поэт Хагивара Кёдзиро. Его стихи, наполненные взрывной энергией, передают бурный пафос протеста. Сборник стихов “Смертный приговор” (1925) был, по словам автора, “смертельным ударом для всего прирученного бессильного академизма”, приговором современной буржуазной цивилизации, ее морали и искусству. Грандиозная уличная демонстрация рабочих и столкновение с ней вооруженных полицейских - таков новый жизненный материал, положенный в основу стихотворения “Раскольников”. Улица охвачена разрушительной стихией. Свое смятенное состояние поэт передавал при помощи “хаотического” письма в экспрессионистском духе, заменяя слова комбинацией звуков. В стихотворениях “Среди массы”, “Без названия” борьба двух враждебных сил получила более конкретное социальное осмысление. Им уже чуждо нарочитое экспериментаторство, а экспрессионистские приемы используются для нагнетания эмоций; заметно тяготение автора к экстатической стилистике. В поэзии Хагивара Кёдзиро японский авангард достиг творческой зрелости.
   Экспрессионизм оказывал большое влияние на творчество писателей так называемой “школы неосенсуалистов”, объединившихся вокруг журнала “Бунгэй дзидай” (“Литературная эпоха”, 1924-1927). Теоретической основой этой школы послужила статья “О неосенсуализме” (1925) Ёкомицу Риити, придававшего большое значение субъективному восприятию мира, которое “способно проникнуть в суть вещей”. Субъективное начало становилось основой художественной выразительности. Ёкомицу говорил и о связях неосенсуализма с различными течениями западного искусства: “Футуризм, кубизм, экспрессионизм, дадаизм, символизм, конструктивизм - все это я рассматриваю как течения, близкие к неосенсуализму” (“Деятельность ощущения”, 1925). Избрав объектом художественного изображения слепую силу машин, урбанистический пейзаж современного города, Ёкомицу объявил “кровавую войну родному языку”, чтобы конструировать, как он говорил, неизведанный стиль для выражения облика времени. В поисках новых художественных форм Ёкомицу прежде всего обращался к немецкому экспрессионизму, но также и к авангардистскому опыту других стран. В рассказе “Голова и чрево” (1924) образ мчащегося поезда поражал читателей новизной поэтической экспрессии: “Скорый поезд, полный пассажиров, несся вперед на всех парах. Маленькие станции молчали, точно камни”. Город - одна из главных тем в творчестве Ёкомицу. В романе “Шанхай” (1928) разворачивается великое урбаническое действо. Любовные сцены служат лишь повествовательным фоном, на передний план выдвигаются глубинные социальные конфликты города-спрута. Сцены массовых демонстраций, показанные при помощи экспрессионистских приемов, - замена изображения ощущением, столкновение контрастов и т.д., воссоздают картину грозной, разрушительной стихии.
   Экспрессионизм получил наиболее яркое воплощение в Японии на театральной сцене. Почти все виднейшие деятели современного японского театра, такие как Осанаи* Каору, Хидзиката* Йоси, Мураяма Томоёси учились в Германии и находились под глубоким влиянием немецкого экспрессионизма. В 1912 Осанаи отправился в Европу, где в течение года изучал современный европейский театр. Встречи со Станиславским в Москве, с Райнхардтом в Германии имели большое значение для Осанаи - виднейшего деятеля нового японского театра. Журнал “Драма и критика”, основанный им в 1922, из номера в номер печатал переводы немецких экспрессионистских пьес. Созданный им же в 1922 вместе с Хидзиката Йоси “Малый театр Цукидзи” (“Цукидзи сёгэкидзё”) в Токио ознаменовал собой рождение нового современного японского театра. На первых порах театр обращался исключительно к переводным пьесам западных авторов, в том числе и немецких экспрессионистов. Осанаи стремился к созданию нового японского театра на основе синтеза “стиля кабуки” и достижений русского и западноевропейского театра. На сцене “Цукидзи сёгэкидзё”, наряду с пьесами Шекспира, Ибсена, Метерлинка, Толстого, Чехова, Горького, шли драмы Г.Кайзера*, Э.Толлера*, Р.Геринга*, К.Чапека* и др., а также пьесы японских авторов - Китамура Комацу и Осанаи Каору. “Морской бой” Р.Геринга*, поставленный режиссером Хидзиката Йоси на сцене “Малого театра Цукидзи”, оставил заметный след в истории современного театрального искусства в Японии.
   Надо особо отметить успехи в Японии экспрессионистского фильма, снятого по пьесе Г.Кайзера “С утра до полуночи” (режиссер К.Г.Мартин*) (“Экспрессионизм и кино”, Берлин, 1926). Этот фильм “не был допущен в прокат в Германии, но в Японии он имел успех”, - писал Р.Крузе. Фильм шел в Токио в начале декабря 1922. Критик Мурата Минору так передает атмосферу зрительного зала: “Впечатление было такое, будто в бесцветные, унылые будни искусство экспрессионизма ворвалось как живой источник жизни” (“Мир кино”, Токио, 1923, № 1). До фильма “С утра до полуночи” японцы познакомились с фильмами немецкого экспрессионизма режиссера Р.Вине*: “Кабинет доктора Калигари” в мае 1921 и “Генуине” в 1922.
   Приверженцем экспрессионизма в Японии был и видный драматург и режиссер Мураяма Томоёси. В 1923, вернувшись на родину из Германии, где он изучал главным образом экспрессионистский театр, живопись и танцы, Мураяма организовал группу “Маво” (1924-1925, название состоит из инициалов участников) - объединение писателей и художников-авангардистов. К ней примкнули Хагивара Кёдзиро, Окада Тацуо и др. Переводы стихотворений В.Кандинского* и Э.Толлера*, выполненные Мураяма, вошли в книгу “Современное искусство и искусство будущего” (1924). В 1925 Мураяма открыл свой собственный театр “Синдза” (“Театр души”) и начал сезон с пьесы Г.Кайзера “Юана” в его же переводе. На сцене “Синдза” он поставил свою пьесу “Нерон в юбке” (1927). Мураяма - автор сборника рассказов “Человек - машина” (1926).
   Экспрессионизм просуществовал в Японии недолго. Уже в конце 1920-х он заметно ослабел. На пороге стояла японо-китайская война, переросшая в войну за великую Азию, усиливался контроль над печатным словом. В 1927 закрылся журнал “Литературная эпоха”. В 1930 прекратил существование театр “Цукидзи”. Заметно обнажились противоречия среди самих экспрессионистов. Порвав с неосенсуализмом, Катаока Тэппэй и Фудзисава Такэо сблизились с пролетарским литературным движением. К нему примкнули и театральные деятели Хидзиката Йоси и Мураяма Томоёси.
   После II мировой войны в Японии вновь возник большой интерес к немецкому экспрессионизму. Началось глубокое, всестороннее изучение его наследия. В частности, было переведено все, что написал Б.Брехт* об экспрессионизме, включая его заметки и дневники. В 1968 вышла на японском языке книга “Лукач. Блох. Зегерс: дискуссия об экспрессионизме” (включающая статьи Э.Блоха и переписку А.Зегерс и Г.Лукача*; составление и перевод Икэда Хироси). В 1988 Икэда Хироси опубликовал объемистый том “Спор вокруг экспрессионизма”. Центральное место в нем заняла дискуссия, шедшая в 1937-1938 на страницах журнала “Ворт” и др. печатных органов немецкой антифашистской эмиграции. Составитель включил в книгу и более ранние статьи об экспрессионизме, а также многочисленные отклики, появившиеся в печати уже после ее издания. Икэда Хироси так объясняет смысл своего обращения к истории споров вокруг экспрессионизма: “После этой дискуссии прошло уже полстолетия. Но материалы дискуссии, включенные в настоящую книгу, не только воспроизводят для нас полную картину полемики, но и свидетельствуют о том, что наследие экспрессионизма не отошло в прошлое”. На исходе XX столетия экспрессионизм вновь обретает свою актуальность для японской культуры.
   Лит.: Коикэ Кэндзи. Хегэнсюги Кэнкю [Исследование экспрессионизма]. Токио, 1926; Тиба Сэнъити. Сирон-но хаттэн-то рюха. Хегэнха [Развитие теории стиха и литературные школы. Экспрессионисты]. Токио, 1971; Мураяма Томоёси. Энгэкитэки дзидётэн [Театральная автобиография]. Токио, 1970.
   Ким Рехо

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Японский экспрессионизм" в других словарях:

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • Список японских художников — Данная статья является списком японских художников, работающих в основном в изобразительном искусстве. Современные художники Имя Годы жизни Примечания Ссылки Такамура Коун (имя в традиционном порядке, фамилия впереди) 1851 1934 Отец Котаро… …   Википедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • Искусства пластические —         также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства (См. Искусство), произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный …   Большая советская энциклопедия

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Китайская литература — является одной из древнейших лит р мира. Первые памятники письменности относятся еще к дофеодальному периоду китайской истории, к XII в. до христ. эры (надписи на костях, найденные в конце прошлого столетия при раскопках в провинции Хэнань).… …   Литературная энциклопедия

  • Дизельпанк — (англ. Dieselpunk)  развивающийся жанр фантастики, производный от киберпанка, описывающий мир, базирующийся на технологиях уровня 20 х 50 х гг. XX века (период с Первой мировой войны по Вторую мировую войну), а также зарождающаяся… …   Википедия

  • Муниципальный музей (Гаага) — Координаты: 52°05′22″ с. ш. 4°16′51″ в. д. / 52.089444° с. ш. 4.280833° в. д.  …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.