Янштейн, Элизабет фон


Янштейн, Элизабет фон
(Janstein, Elisabeth von)
(19.10.1893, Иглау, Чехия - 31.12.1944, Винчкомб, Англия)
   австрийская поэтесса, журналистка. Дочь офицера, потомственного дворянина. После окончания гимназии работала телефонисткой в Вене. В 1918 примкнула к кругу педагога-реформатора Е.Шварцвальд. Ее первыми литературными наставниками были Э.Лука, Ф.Браун и Э.А.Райнхардт.
   В 1918-1925 сотрудничала в журналах “Вер!”*, “Сброд. Гуманистический журнал” (“Das Gesindel. Zeitschrift für Menschlichkeit”) Ф.Кочматы, “Акцион”*, “Фриде”*. Как поэт заявила о себе сборником “Молитвы о бытии” (“Gebete um Wirklichkeit”, 1919), получившим признание современников. Стихи Я. широко представлены в антологии австрийской экспрессионистской поэзии “Послание” (“Die Botschaft”, 1920). В 1921 выходит второй сборник стихов “Приземление” (“Die Landung”),
   Я. - выразительница романтических тенденций в духе Гейне, близкая активистскому крылу экспрессионистской поэзии. Лейтмотив ее творчества - одиночество, явившееся судьбой целого поколения. Движимые безоглядным порывом посвятить себя делу обновления жизни, молодые максималисты не сумели противостоять обстоятельствам и были обречены на разобщенность, непонимание и гибель: “Янштейн, очень рано изгнанная из детского рая, разбивает лоб о решетки ужасного, чужого и слишком узкого мира окружающей ее жизни” (Мартина Вид). Вечное противостояние мечты и реальности, поиск спасения в вымышленном идеальном мире придают мессианско-патетическое звучание ее произведениям в форме заклинаний. Оно смягчается, однако, безыскусственным лиризмом чисто женской природы, глубиной и интенсивностью выражения чувства. Приближающиеся к фольклорной интонации стихи Я. незамысловаты по форме, “песенно-музыкальны” и прозрачно-образны по стилистике. Высоко ценивший творчество Я. О.Лёрке* так определил своеобразие ее письма: “В то время как общие усилия наших молодых поэтов сосредоточены совсем в ином направлении, Элизабет Янштейн мужественно противостоит им, пытаясь передать словами звучащие внутри нее мелодии”. Прозаические этюды из сборника “Поворот” (“Die Kurve”, 1920), часть которых можно назвать стихотворениями в прозе, напоминают художественную манеру П.Альтенберга, а прочитывающееся в них космическое ощущение и одухотворенность автора в сочетании с приверженностью жизненной правде придает этим зарисовкам вес эпических произведений. Я. призывает современников поделиться с миром богатством своих душ, отчего все “станут еще богаче”.
   Не изменившая альтруистическим взглядам Я. в 1920-е ведет раздел судебной хроники в венской газете “Абенд” (“Вечер”, “Abend”), исполняет обязанности редактора влиятельной независимой газеты социал-демократической направленности “Нойе фрайе прессе” (“Новая свободная пресса”, “Neue Freie Presse”, в настоящее время “Прессе”, “Die Presse”); с 1933 по 1939 - корреспондентка этой газеты в Париже и Брюсселе. В 1935-1936 Я. - вице-президент Международной федерации журналистов. В 1940 эмигрирует в Англию. Была на короткий срок интернирована, после чего, тяжело больная, жила на попечении друзей. Автор неопубликованного автобиографического романа. Единственно известный на сегодняшний день хранитель архивных материалов Я. - газета “Прессе”.
   Соч.: Die Kurve. Aufzeichnungen. Nendeln, 1973.
   Лит.: Braun F. Janstein // Wiener Zeitung. 1956. 12.08, Beilage; Hahnl H.H. Janstein // Hahnl H.H. Vergessene Literaten. Wien, 1984; Serke J. Janstein// Ser-ke J. Böhmische Dörfer. Wien.
   Т.Кудрявцева

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Янштейн, Элизабет фон" в других словарях:

  • Janstein, Elisabeth von —    см. Янштейн, Элизабет фон …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.