- Пехштейн, Макс
- (Pechstein, Мах)(31.12.1881, Цвикау - 19.06.1955, Западный Берлин)немецкий живописец и график. Происходил из мелкобуржуазной среды, учился профессии художника-декоратора (1896-1900), позже в Школе прикладного искусства (1900-1903) и в Академии художеств (1903-1906, мастерская живописца О.Гусмана) в Дрездене. С 1906 - член объединения экспрессионистов “Брюкке”*. С 1908 жил в Берлине, где стал одним из учредителей Нового Сецессиона (1911) и школы живописи “MUIM-Institut” (вместе с Э.Л.Кирхнером*, 1911). В 1912 был исключен из “Брюкке” в связи с активной деятельностью в Новом Сецессионе.П. вошел в историю немецкого изобразительного искусства как один из ярых апологетов новейших художественных течений в Европе конца 1900-х - начала 1910-х. В частности, в период пребывания в группе “Брюкке” он был единственным сторонником контактов ее членов с художниками французского авангарда (А.Матиссом, Р.Делоне и их окружением). Начало было положено еще в 1907, когда П. почти год жил и работал в Париже, а по возвращении активно включился в подготовку выставки фовистов в галерее Ритера в Дрездене (сентябрь 1908). По всей видимости, он сумел заинтересовать лидера “Брюкке” Э.Л.Кирхнера полотнами живописцев из окружения А.Матисса, во всяком случае как раз с 1908 стали заметными характерные новшества в живописи мастеров “Брюкке”. Среди всех членов “Брюкке” П. оставался наиболее близко к французским фовистам, тем более что его объединяло с ними приятие современности и мажорный чувственный темперамент (“Искусство - это то, что приносило и приносит мне счастье в жизни. Я хотел бы выразить свою жажду счастливых переживаний; я не хочу, чтобы нам постоянно приходилось жалеть себя”). Достаточно показателен в этом смысле диапазон тем П. - обнаженные модели, портреты, пейзажи, балет, цирк, варьете, экзотические “парадизы” и т.п. Отдавая дань моде, П., единственный из постоянных членов “Брюкке”, не удовлетворился изучением образцов примитивного искусства в этнографических музеях и в 1910-е не раз отправлялся в путешествие в тропики.Экспрессионистская интонация все же сказалась в мироощущении П. в период 1916-1918, когда он, будучи мобилизованным, оказался свидетелем сражений во Франции, а перед тем испытал на себе ужасы японского лагеря интернированных. Новые впечатления отразились в ряде графических циклов, в том числе в серии из восьми офортов “Сражение на Сомме в 1916 году” (“Sommerschlacht 1916”, 1918). Примечательно, что П. как бытописателю войны для передачи трагических ощущений не потребовалось батальных панорам: выборочные фронтовые эпизоды оказались достаточно убедительными.Последующее участие П. в деятельности “Ноябрьской группы художников” (1918), одним из основателей которой он был, и в ряде других общественных революционных организаций - “Рабочего Совета по делам искусств”, “Лиги прав человека”, “Общества друзей новой России” - не нашло заметного отражения в его творчестве. В 1923 он был избран членом Прусской Академии искусств, откуда был исключен в 1933. Прожил двенадцать лет в Померании, будучи объявлен нацистами “выродившимся художником”. После окончания II мировой войны П. до конца жизни преподавал в Высшей школе изобразительного искусства в Берлине-Шарлоттенбурге (1945-1955).Произв.: “Девушка”, “Junges Mädchen”, 1908; “Обнаженная”, “Weiblicher Akt”, 1910; “Конская ярмарка в Морицбурге”, “Pferdemarkt in Moritzburg”, 1910; “Сидящая обнаженная”, “Sitzender weiblicher Akt”, 1910/1911; “Лето. Среди дюн”, “Sommer in den Dünen”, 1911; триптих “Палау”, “Palau-Tryptichon”, 1917; “Возвращение парусных лодок”, “Zurückgekehrte Kähne”, 1919; Графические серии: “Русский балет”, “Russisches Balett”, 1912 (гравюра на меди); цикл гравюр, созданных на о. Палау, 1913/1914 (холодная игла).Соч.: Pechstein M. Erinnerungen. Wiesbaden, 1960.Лит.: Biermann G. Max Pechstein. Leipzig, 1920 (Junge Kunst, Bd. 1); Fechter P. Das graphische Werk Max Pechsteins. Berlin, 1921; Max Pechstein und der Beginn des Expressionismus / Hg. K.Lemmer. Berlin (West), 1949; Schilling J. Max Pechstein. Katalog. Hamburg, 1989.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.