Пиранделло, Луиджи


Пиранделло, Луиджи
(Pirandello, Luigi)
(1867, Агридженто - 1936, Рим)
   итальянский прозаик и драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы (1934). Учился в Палермо и в Римском университете, завершил филологическое образование в 1891 в Боннском университете, там же преподавал итальянский язык, переводил “Римские элегии” Гете. С 1892 жил в Риме, с 1897 преподавал на магистерском отделении Римского университета. Тесно общался с кружком литераторов-веристов и пробовал свои силы в прозе. Сборник новелл “Любовь без любви”, 1894, эссе “Искусство и сознание сегодня”, 1893, романы “Отверженная” (“L'esclusa”, 1891, опубл. в 1901) и особенно “Покойный Маттиа Паскаль” (“II fu Mattia Pascal”, 1904) свидетельствовали об отходе от веристской традиции. Современный мир П. воспринимал как хаос трагикомических случайностей, которые жестоко играют человеком, побуждая его к неожиданным, даже абсурдным поступкам, ибо в прихотливой игре внешних и внутренних обстоятельств неожиданно опрокидываются, вывертываются наизнанку и рассыпаются в прах нравственные, социальные, семейные, религиозные и психические опоры личности. На основе такой концепции в творчестве П. складываются тенденции, сближающие его со скандинавскими драматургами конца XIX - начала XX вв., в первую очередь, А.Стриндбергом*, и с немецким экспрессионистским театром, но также свидетельствуют об усвоении некоторых аспектов “русского взгляда” на драму человеческого бытия (через творчество Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова). Основы эстетики “пиранделлизма” в прозе и в драме сформулированы в трактате “Юморизм” (“DelFumorismo”, 1908): художник-“юморист” обязан быть рационалистом и аналитически “разлагать” (“вскрывать”) целостный образ “в момент его зачатия”, делая видимой игру противоположностей в сознании и поступках героев. Примерами “юмористического” разложения образа и проявления в нем аналитического трагикомизма служат Дон Кихот и Петер Шлемиль, предстающие у П. как емкие метафоры неразделимости и динамичной взаимоподмены высокого - низким, жизненно важного - мнимым, разумного и истинного - абсурдным, ложным, смехотворным. Чем неправдоподобнее созданная рассудком художника ситуация, тем очевиднее “юмористическое” раздвоение героев, тем отчетливее трагическая “тень” их комических поступков или, наоборот, комическая “тень” их трагедии.
   С 1910 по 1921 П. старался воплотить свою “юмористическую” систему в разных жанрах. Так, роман “Снимается кино...” (“Si gira...”, 1914-1915) написан от лица кинооператора, для которого в объективе кинокамеры безумная жизнь кинобогемы и фальшивые сюжеты снимаемых фильмов смешиваются в одно изменчивое фантасмагорическое целое, где правда и игра, лица и маски неразличимы. П. опубликовал также несколько сборников новелл и восемнадцать комедий, сюжеты которых часто повторяют его новеллы (“Л иол а”, “Колпак с бубенчиками”, “Кувшин”, “Все к лучшему”, “Подумай, Джакомино!”, “Сицилийские лимоны” и др.). Веристское правдоподобие в изображении колоритной среды в новеллах и особенно в комедиях сочетается с невероятными поворотами сюжета, которые позволяют увидеть в поведении героев абсурдную, на первый взгляд, логику, оправданную, однако, их глубоко личными переживаниями, которые внезапно вырвались из-под привычной для всех “формы” (маски). Абсурд, парадокс и ирония становятся у П. основными средствами экспрессивного аналитического “вскрытия” образа.
   Своим театральным произведениям П. дал общее заглавие “Голые маски” (“Маschere nude”). В 1920-е созданы его самые известные “странные” пьесы: “Шесть персонажей в поисках автора” (“Sei personaggi in cerca d'autore”, 1921), “Генрих IV” (“Enrico IV”, 1922), “Жизнь, которую я тебе дала” (“La vita che ti diedi”, 1923), “Каждый по-своему” (“Ciascuno a suo modo”, 1924), “Обнаженные одеваются” (“Vestiré gli ignu-di”, 1924), “Сегодня мы импровизируем” (“Questa sera si recita a soggetto”, 1928). В одних с определенным рациональным усилием, в других - более органично персонажи переходят грань между реальностью и вымыслом, абсурдной рассудочной логикой и “человеческим пространством”, в котором логике нет места, а есть выстраданная, наболевшая жизненная правда униженного человека, вынужденного в одиночку биться с химерами собственного и чужого сознания, выбираться из плена фальшивой морали и избитых истин. “Странные” пьесы П. - это торжество на итальянской сцене нового, интеллектуального театра, в котором философский парадокс синтезирует трагичность попыток человека сохранить равновесие в момент, когда ему удается нащупать ускользавшую от него “суть” происходящего. В лучших пьесах П. этот парадокс не декларируется, а непосредственно вытекает из жизни, проигранной (читай: “прожитой”) актерами перед зрителем. “Разложение образа” в ряде “странных” пьес П. сопровождалось “разложением” самой театральной формы: благодаря приему “театра в театре” зрительское восприятие раздваивалось между сценой-жизнью и сценой-игрой, что многократно усиливало впечатление экзистенциального хаоса и призрачности границ между реальностью и вымыслом (лицом и маской, правдой и химерой, жизнью и искусством). Прием “театра в театре” дополняли эффекты травестирования, звука, света, “оживления” портрета, использование масок и разработка мотива актера-марионетки в руках кукловода-режиссера; в основную интригу вклинивались импровизированные, как в комедии дель арте, интермедии с самостоятельными сюжетами. Стремясь усилить впечатление зыбкости смысла и химеричности происходящего в пьесе, П. использовал и детеатрали-зующие приемы, откровенно разрушающие сценическую иллюзию: в уста играющих на сцене вкладывались невнятные реплики “по другому поводу”, смешивающие разные временные пласты, или большие, четко сконструированные монологи-силлогизмы, которые декламируются “остраненно” и адресованы непосредственно зрителю; в действие вступали не объявленные заранее персонажи; наконец, и сам автор вторгался в развитие действия с пространными ремарками или ироничными репликами. В пьесе “Шесть персонажей...” персонажи-маски являются на сцену с улицы и туда же уходят, словно сливаясь с массой реальных зрителей. Театр и жизнь в пьесах П. в равной мере эфемерны и подлинны: дополняя и подменяя друг друга, они срастаются в одно целое, “удваивая” трагедию героев. Для реализации своих исканий П. открывает в 1925 в Риме Художественный Театр, и там играет сильная труппа во главе с лучшими актерами Италии (Мартой Абба, Руджеро Руджери).
   Поддавшись социальной демагогии Муссолини, П. еще в 1922 вступил в фашистскую партию, но активным пособником идеологии не стал: его художническая позиция неуклонно тяготела к “неучастию”, к “уходу” от реальности в мир сугубо духовный. Об этом свидетельствует лучший роман П. - “Кто-то, никто, сто тысяч” (1926); в его прозе это произведение стоит ближе всего к экспрессионистической поэтике. Картина распада личности героя, пораженного шизофренией, на множество автономных друг от друга, непредсказуемо действующих “я” предстает как юмористический - и трагический одновременно - образ распавшейся реальности, которая существует лишь в мешанине несвязных мыслей, впечатлений, в псевдологической конкретности игр больного ума. В пьесах-аллегориях последних лет “Новая колония” (1928), “Лазарь” (1929), “Горные великаны” (неокончена, издана в 1936) автор “уводит” потерявших собственное лицо героев либо в мир христианских идеалов (“Новая колония”, “Лазарь”), либо в мир фантазии, рождаемой искусством (“Горные великаны”). Но этот мир искусства, населенный масками, привидениями, марионетками, сказочными персонажами, оказывается не только волшебной иллюзией, но и выходом к грубой и жестокой реальности, от столкновения с которой люди искусства по-настоящему погибают. Пьесы П. ставились в разных театрах, по ним снимались фильмы (“Такая, как ты хочешь” с Г.Гарбо в главной роли). В 1929 П. был избран в Академию Италии, в 1934 ему присуждена Нобелевская премия за новаторство в области драматургии.
   Соч.\ Tutte le opere. Vol. 1-6. Milano, 1956-1960; Пьесы. M., 1960; Избранная проза в двух томах. Л., 1983; Избранные произведения. М., 1994.
   Лит.: BarbinaA. Bibliografía della critica pirandelliana 1889-1961. Firenze, 1967; Donati C. Bibliografía della critica pirandelliana 1962-1981. Firenze, 1986; Donati C. Il sogno e la ragione: saggi pirandel-liani. Napoli, 1993; БушуеваС.К. Полвека итальянского театра. 1880-1930. Л., 1978; Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. М., 1979; История итальянской литературы XIX-XX веков. М., 1990.
   Е. Сапрыкина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Пиранделло, Луиджи" в других словарях:

  • Пиранделло, Луиджи — Луиджи Luigi Pirandello Дата рож …   Википедия

  • Пиранделло Луиджи — (Pirandello) Пиранделло (Pirandello), Луиджи (1867 1936) Итальянский писатель, драматург. Среди произведений трагикомедии, новеллы: Новеллы на год (1901 15; 5 томов; сборник новелл), Шесть персонажей в поисках автора (1921; трагикомедия), Сегодня …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ПИРАНДЕЛЛО Луиджи — (Pirandello, Luigi) ЛУИДЖИ ПИРАНДЕЛЛО (1867 1936), итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1934. Родился 28 июня 1867 в Джирдженти (ныне Агридженто, Сицилия) в семье преуспевающего владельца серного рудника. Закончив… …   Энциклопедия Кольера

  • Пиранделло Луиджи — (Pirandello) (1867 1936), итальянский писатель, драматург. Интеллектуально иронические трагикомедии «Шесть персонажей в поисках автора» (1921), «Сегодня мы импровизируем» (1930), роман «Покойный Маттиа Паскаль» (1904), сборник «Новеллы на год» (т …   Энциклопедический словарь

  • Пиранделло Луиджи — Луиджи Пиранделло Luigi Pirandello Дата рождения: 28 июня 1867 Место рождения: Агридженто, Сицилия, Италия Дата смерти: 10 декабря 1936 Место сме …   Википедия

  • Пиранделло Луиджи — Пиранделло (Pirandello) Луиджи (28.6.1867, Джирдженти, Агридженто,‒ 10.12.1936, Рим), итальянский писатель. Родился в семье владельца серного рудника. Получил филологическое образование в Римском и Боннском университетах. Литературную… …   Большая советская энциклопедия

  • ПИРАНДЕЛЛО Луиджи — ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello) Луиджи (1867—1936), итальянский писатель. Стихи (сб. «Радостная боль», 1889). Новеллы (сб. «Любовь без любви», 1894, «Новеллы на год», т. 1—5, 1901—19, нов. изд. 1922). Драмы, в т. ч. «Тиски» (1910),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Пиранделло — Пиранделло, Луиджи Луиджи Пиранделло Luigi Pirandello Дата рождения: 28 июня 1867 Место рождения …   Википедия

  • Пиранделло — Луиджи (Luigi Pirandello, 1867 ) крупнейший писатель современной Италии. Р. в Джирджити (Сицилия) в семье владельца серных копей. Окончил филологический факультет Боннского университета. С 1897 по 1921 занимал кафедру стилистики в Высшем женском… …   Литературная энциклопедия

  • Луиджи Пиранделло — Luigi Pirandello Дата рождения: 28 июня 1867 Место рождения: Агридженто, Сицилия, Италия Дата смерти: 10 декабря 1936 Место сме …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Пиранделло, Луиджи» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.