- Пиранделло, Луиджи
- (Pirandello, Luigi)(1867, Агридженто - 1936, Рим)итальянский прозаик и драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы (1934). Учился в Палермо и в Римском университете, завершил филологическое образование в 1891 в Боннском университете, там же преподавал итальянский язык, переводил “Римские элегии” Гете. С 1892 жил в Риме, с 1897 преподавал на магистерском отделении Римского университета. Тесно общался с кружком литераторов-веристов и пробовал свои силы в прозе. Сборник новелл “Любовь без любви”, 1894, эссе “Искусство и сознание сегодня”, 1893, романы “Отверженная” (“L'esclusa”, 1891, опубл. в 1901) и особенно “Покойный Маттиа Паскаль” (“II fu Mattia Pascal”, 1904) свидетельствовали об отходе от веристской традиции. Современный мир П. воспринимал как хаос трагикомических случайностей, которые жестоко играют человеком, побуждая его к неожиданным, даже абсурдным поступкам, ибо в прихотливой игре внешних и внутренних обстоятельств неожиданно опрокидываются, вывертываются наизнанку и рассыпаются в прах нравственные, социальные, семейные, религиозные и психические опоры личности. На основе такой концепции в творчестве П. складываются тенденции, сближающие его со скандинавскими драматургами конца XIX - начала XX вв., в первую очередь, А.Стриндбергом*, и с немецким экспрессионистским театром, но также свидетельствуют об усвоении некоторых аспектов “русского взгляда” на драму человеческого бытия (через творчество Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова). Основы эстетики “пиранделлизма” в прозе и в драме сформулированы в трактате “Юморизм” (“DelFumorismo”, 1908): художник-“юморист” обязан быть рационалистом и аналитически “разлагать” (“вскрывать”) целостный образ “в момент его зачатия”, делая видимой игру противоположностей в сознании и поступках героев. Примерами “юмористического” разложения образа и проявления в нем аналитического трагикомизма служат Дон Кихот и Петер Шлемиль, предстающие у П. как емкие метафоры неразделимости и динамичной взаимоподмены высокого - низким, жизненно важного - мнимым, разумного и истинного - абсурдным, ложным, смехотворным. Чем неправдоподобнее созданная рассудком художника ситуация, тем очевиднее “юмористическое” раздвоение героев, тем отчетливее трагическая “тень” их комических поступков или, наоборот, комическая “тень” их трагедии.С 1910 по 1921 П. старался воплотить свою “юмористическую” систему в разных жанрах. Так, роман “Снимается кино...” (“Si gira...”, 1914-1915) написан от лица кинооператора, для которого в объективе кинокамеры безумная жизнь кинобогемы и фальшивые сюжеты снимаемых фильмов смешиваются в одно изменчивое фантасмагорическое целое, где правда и игра, лица и маски неразличимы. П. опубликовал также несколько сборников новелл и восемнадцать комедий, сюжеты которых часто повторяют его новеллы (“Л иол а”, “Колпак с бубенчиками”, “Кувшин”, “Все к лучшему”, “Подумай, Джакомино!”, “Сицилийские лимоны” и др.). Веристское правдоподобие в изображении колоритной среды в новеллах и особенно в комедиях сочетается с невероятными поворотами сюжета, которые позволяют увидеть в поведении героев абсурдную, на первый взгляд, логику, оправданную, однако, их глубоко личными переживаниями, которые внезапно вырвались из-под привычной для всех “формы” (маски). Абсурд, парадокс и ирония становятся у П. основными средствами экспрессивного аналитического “вскрытия” образа.Своим театральным произведениям П. дал общее заглавие “Голые маски” (“Маschere nude”). В 1920-е созданы его самые известные “странные” пьесы: “Шесть персонажей в поисках автора” (“Sei personaggi in cerca d'autore”, 1921), “Генрих IV” (“Enrico IV”, 1922), “Жизнь, которую я тебе дала” (“La vita che ti diedi”, 1923), “Каждый по-своему” (“Ciascuno a suo modo”, 1924), “Обнаженные одеваются” (“Vestiré gli ignu-di”, 1924), “Сегодня мы импровизируем” (“Questa sera si recita a soggetto”, 1928). В одних с определенным рациональным усилием, в других - более органично персонажи переходят грань между реальностью и вымыслом, абсурдной рассудочной логикой и “человеческим пространством”, в котором логике нет места, а есть выстраданная, наболевшая жизненная правда униженного человека, вынужденного в одиночку биться с химерами собственного и чужого сознания, выбираться из плена фальшивой морали и избитых истин. “Странные” пьесы П. - это торжество на итальянской сцене нового, интеллектуального театра, в котором философский парадокс синтезирует трагичность попыток человека сохранить равновесие в момент, когда ему удается нащупать ускользавшую от него “суть” происходящего. В лучших пьесах П. этот парадокс не декларируется, а непосредственно вытекает из жизни, проигранной (читай: “прожитой”) актерами перед зрителем. “Разложение образа” в ряде “странных” пьес П. сопровождалось “разложением” самой театральной формы: благодаря приему “театра в театре” зрительское восприятие раздваивалось между сценой-жизнью и сценой-игрой, что многократно усиливало впечатление экзистенциального хаоса и призрачности границ между реальностью и вымыслом (лицом и маской, правдой и химерой, жизнью и искусством). Прием “театра в театре” дополняли эффекты травестирования, звука, света, “оживления” портрета, использование масок и разработка мотива актера-марионетки в руках кукловода-режиссера; в основную интригу вклинивались импровизированные, как в комедии дель арте, интермедии с самостоятельными сюжетами. Стремясь усилить впечатление зыбкости смысла и химеричности происходящего в пьесе, П. использовал и детеатрали-зующие приемы, откровенно разрушающие сценическую иллюзию: в уста играющих на сцене вкладывались невнятные реплики “по другому поводу”, смешивающие разные временные пласты, или большие, четко сконструированные монологи-силлогизмы, которые декламируются “остраненно” и адресованы непосредственно зрителю; в действие вступали не объявленные заранее персонажи; наконец, и сам автор вторгался в развитие действия с пространными ремарками или ироничными репликами. В пьесе “Шесть персонажей...” персонажи-маски являются на сцену с улицы и туда же уходят, словно сливаясь с массой реальных зрителей. Театр и жизнь в пьесах П. в равной мере эфемерны и подлинны: дополняя и подменяя друг друга, они срастаются в одно целое, “удваивая” трагедию героев. Для реализации своих исканий П. открывает в 1925 в Риме Художественный Театр, и там играет сильная труппа во главе с лучшими актерами Италии (Мартой Абба, Руджеро Руджери).Поддавшись социальной демагогии Муссолини, П. еще в 1922 вступил в фашистскую партию, но активным пособником идеологии не стал: его художническая позиция неуклонно тяготела к “неучастию”, к “уходу” от реальности в мир сугубо духовный. Об этом свидетельствует лучший роман П. - “Кто-то, никто, сто тысяч” (1926); в его прозе это произведение стоит ближе всего к экспрессионистической поэтике. Картина распада личности героя, пораженного шизофренией, на множество автономных друг от друга, непредсказуемо действующих “я” предстает как юмористический - и трагический одновременно - образ распавшейся реальности, которая существует лишь в мешанине несвязных мыслей, впечатлений, в псевдологической конкретности игр больного ума. В пьесах-аллегориях последних лет “Новая колония” (1928), “Лазарь” (1929), “Горные великаны” (неокончена, издана в 1936) автор “уводит” потерявших собственное лицо героев либо в мир христианских идеалов (“Новая колония”, “Лазарь”), либо в мир фантазии, рождаемой искусством (“Горные великаны”). Но этот мир искусства, населенный масками, привидениями, марионетками, сказочными персонажами, оказывается не только волшебной иллюзией, но и выходом к грубой и жестокой реальности, от столкновения с которой люди искусства по-настоящему погибают. Пьесы П. ставились в разных театрах, по ним снимались фильмы (“Такая, как ты хочешь” с Г.Гарбо в главной роли). В 1929 П. был избран в Академию Италии, в 1934 ему присуждена Нобелевская премия за новаторство в области драматургии.Соч.\ Tutte le opere. Vol. 1-6. Milano, 1956-1960; Пьесы. M., 1960; Избранная проза в двух томах. Л., 1983; Избранные произведения. М., 1994.Лит.: BarbinaA. Bibliografía della critica pirandelliana 1889-1961. Firenze, 1967; Donati C. Bibliografía della critica pirandelliana 1962-1981. Firenze, 1986; Donati C. Il sogno e la ragione: saggi pirandel-liani. Napoli, 1993; БушуеваС.К. Полвека итальянского театра. 1880-1930. Л., 1978; Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. М., 1979; История итальянской литературы XIX-XX веков. М., 1990.Е. Сапрыкина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.