- Пророчество
- одно из стержневых понятий в художественной системе экспрессионизма, связанное с катастрофизмом* как важнейшей мировоззренческой и поэтологической характеристикой, порожденной трагическим жизнеощущением. Стремление найти выход из тупика порождало разнообразные виды пророчеств - от предсказаний близящегося Судного дня (в русле библейской традиции) до социально-утопических или катастрофических картин будущего. Пророчества будущего - светлого или безысходного - становились одним из главных мотивов экспрессионистского творчества. Поиск нового гуманизма и вера в “доброту” человека не заглушали мощно звучащие в экспрессионизме сигналы страха и тревоги; экспрессионистское утопическое мессианство сочеталось с представлением о неизбежной расплате за греховность, в том числе за “грех” цивилизации, уничтожавшей в человеке человеческое и толкавшей его в бездну рационализма.Предощущение конца света, в многообразных художественных вариантах присутствует в поэзии и драматургии, живописи, кинематографе, музыке экспрессионизма. Оно особенно характерно для “драмы возвещения”*, которой присущ религиозный пафос “благовещения” (“Verkundigungsdrama”). Потрясением, вызвавшим волну самых разнообразных пророчеств, стала I мировая война, воспринятая одними как начало конца, другими - как искупление с последующим наступлением новой эры братства и человечности. Й.Р.Бехер* в стихотворении “Зимняя молитва 1915-1916” высказывал убеждение, что остановить бойню может “лишь Ангел”, “последняя и мистическая сила”. Глубокая потрясенность звучит в стихах А.Эренштейна*, Э.Толлера* и других поэтов, не утративших веру в лучшее, которая выливается в пламенные пророчества грядущего светлого рая на земле. Многие экспрессионисты убеждены, что человек, избавленный от борьбы за хлеб насущный, навсегда отвергнет войны.Как предчувствие неизбежного краха, еще до войны, рисовал Л.Майднер* свои пугающие городские пейзажи с рушащимися домами; Я. ван Ходдис* писал: “Железо крыш летит, дробясь в куски... Мосты разверзли пропасть поездам...”; у Г.Гейма* возникает образ большого города, павшего на колени: толпы людей на улицах неподвижно смотрят в небо, словно ожидая близкой гибели. Все ощутимее звучит мотив обреченности “человечества пред огненными безднами” (Г.Тракль*); Ф.Верфелю* мир виделся как огромный госпиталь, как приют для бедных, где царит атмосфера страха и отчаяния. Мир, полный горечи, “долина бед” (Б.Брехт*), представление о человечестве как гигантском “морге” (Г.Бенн*) - характерные символические картины экспрессионизма, отражающие характер его катастрофических пророчеств.Различные обработки мотива светопреставления возникают в “Коротком дне” (1910) Т.Дойблера*, “Войне” (1911) Г.Гейма, “Враге” (1913) Верфеля, в сборнике П.Цеха* “Новая Нагорная проповедь” (1919) и т.д. Мотивы гибели и спасения соединяются, причем спасению должно предшествовать уже не просто разрушение старого антигуманного мира, но и “сожжение на костре”, понимаемое как изгнание сатаны. Вместо порыва к мировой революции возникает картина вознесения на небо, притом в образе “кричащих” ангелов.Романтико-иррационалистическая стилистика наиболее характерна для экспрессионистских экстатических пророчеств. Видение, сновидение, в более широком смысле визионерство можно считать их важными структурными принципами. Визионерство отражает и стремление вырвать человека из пут рациональной, детерминированной реальности, вернуть ему свободу выбора. Обреченные на гибель хаотические берлинские ландшафты Бехера, апокалипсические видения Г.Гейма и Г.Тракля передают ожидание злого рока, противостоять которому может лишь всеобщее искупление вины. Человек в экспрессионизме вовлечен в яростную борьбу добра и зла, темных и светлых сил, исход которой и тем самым судьба человечества предстают весьма неясными, в зависимости от доминирующих мировоззренческих представлений отдельных авторов.Лит.: Hinck W. Das moderne Drama in Deutschland. Göttingen, 1973; EykmannCh. Denk- und Stilformen des Expressionismus. München, 1974; Knapp G.P. Die Literatur des deutschen Expressionismus. München, 1979; Gehrke M. Probleme der Epochenkonstituierung des Expressionismus. Frankfurt a. M., 1990.И.Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.