Сабо, Деже


Сабо, Деже
(Szabó, Dezsö)
(10.06.1879, Коложвар, ныне Клуж, Румыния - 05.01.1945, Будапешт)
   венгерский прозаик, публицист. Из многодетной семьи мелкого чиновника. По окончании венгеро-французского отделения столичного коллегиума имени Этвеша год провел стипендиатом в Париже (1905-1906). Изучение французской литературы подвело С. к убеждению, что не индивидуализм, а коллективизм - единственно спасительный путь для нации и человечества. Начало I мировой войны побудило антимилитаристски настроенного С. сблизиться с экспрессионистской группой Л.Кашшака*. Первый номер их журнала “Тетт”* открывала приветственная статья С. “На крестины” (“Keresztelöre”, 1915), где провозглашалось, что любое самоцельное эстетство отжило свой век, и на смену “индивидуальному искусству” грядет новое, социальное; отныне “прекрасное - это самая насыщенная практика”. Публицистический и эпистолярный стиль С. встретил живой отклик у Кашшака, по воспоминаниям которого (автобиографический роман “Жизнь одного человека”, “Egy ember élete”, 1928-1932; статья “Тридцатилетие футуризма”, “А 30 éves futurizmus”, 1939), публицистика С. “жгла раскаленным железом”. Самому Кашшаку она помогла обрести в начале пути более “твердую и звучную” стихотворную форму.
   Патетический напор, подкрепляемый то вызывающей насмешкой, то колким парадоксом, был свойствен и прозе С. На гротескно-сатирической ситуации построен, например, характерный для его стиля рассказ “Перевернутый бинокль” (“A fordított kukker”, 1918), где бинокль, который не увеличивает, а уменьшает, если смотреть в него с другой стороны, и служит саркастическим символом невмешательства и пренебрежения к происходящему.
   В дни венгерской советской власти (1919) С. высказывал созвучные венгерским экспрессионистам суждения об активной роли искусства, призванного пестовать нового человека* (“Единственный беспредельный горизонт: целостный человек. Человек, в котором соединятся Сократ, Блаженный Августин и Маркс, Платон, Корнель и Уитмен, все эпохи, все люди, все расы”; статья “За целостного человека”, “Az egész emberért”). Позже требования вмешательства в жизнь, социальная критика в многочисленных повестях, рассказах, статьях приобрели у С. - как и его антигерманская позиция во II мировую войну - националистическую и откровенно расистскую окраску.
   Соч.: Nines menekvés. Ungvár, 1917; Napló és elbeszélések. Gyoma, 1918; Mesék a kacagó emberröl. Budapest, 1919; Összegyüjtott munkái. I-XVI. kk. Budapest, 1926; Feltámadás Makucskán. Budapest, 1932; 1957; A kotél legendája. Budapest, 1934; A bölesötöl Budapestig. Budapest, 1944.
   Лит. : Nagy P. Szabó Dezsö indulása. Budapest, 1958; Nagy P. Szabó Dezsö. Budapest, 1964; Nagy P. A jobboldali radikalizmus írója // A magyar irodalom törtenete. VI. k. Budapest, 1966; Kassák L. Éljünk a mi idönkben. Budapest, 1978; KassakL. Egy ember élete. Il.k. Budapest, 1983.
   О. Россиянов

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Сабо, Деже" в других словарях:

  • Сабо - получить на Академике актуальный промокод на скидку Kari или выгодно сабо купить с дисконтом на распродаже в Kari

  • Szabó, Dezsö —    см. Сабо, Деже …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • ВЕНГРИЯ — Венгерская республика (венг. Мадьяр Кезтаршашаг), государство в восточно центральной части Европы, занимающее площадь в 93 030 кв. км. Граничит со Словакией на севере, Украиной на северо востоке, Румынией на юго востоке, Югославией и Хорватией на …   Энциклопедия Кольера


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.