Сёдергран, Эдит Ирене


Сёдергран, Эдит Ирене
(Södergran, Edith Irene)
(04.04.1892, Петербург - 24.06.1923, Райвола, ныне Рощино)
   финляндская поэтесса. В зрелый период творчества писала на шведском языке. Дочь владельца лесопильни, происходившего из эстерботнийских крестьян. Училась в немецкой школе в Петербурге. С 1913 жила большей частью в деревне Райвола на Карельском перешейке. Долгие периоды лечилась от наследственного туберкулеза в санаториях Финляндии и Швейцарии (Давос). Болезнь, разорение семьи после смерти отца в 1907, революционные события в России и гражданская война в Финляндии - все это наложило особый отпечаток на поэтическое творчество С.
   Ее первые, подражательные стихи школьного периода написаны, главным образом, на немецком языке, небольшое число их - на шведском и французском, а одно стихотворение - на русском. Наибольшее влияние на творческое становление С. оказали Г.Гейне, позднее - А.Момберт и Э.Ласкер-Шюлер*, а также русские символисты (А.Блок, К.Бальмонт) и футуристы (И.Северянин и, опосредованно, В.Маяковский*). Особое значение для нее, как и для близких ей Х.Ульсон и Э.Диктониуса*, имел поэтический опыт У.Уитмена. Гораздо меньше значила для нее шведская поэзия.
   Уже в первом сборнике С. “Стихи” (“Dikter”, 1916), появившемся в один год со сборником “Ужас” П.Лагерквиста*, наряду с традиционными стихами о природе, импрессионистическими и символистскими мотивами, дают о себе знать новые для шведской поэзии черты: отказ от рифмы и размера, свободная ассоциативность образов, неожиданные сравнения и метафоры. Стихи выражают динамичное, амбивалентное восприятие жизни, интенсивные и резкие перемены настроений и чувств - от экстаза и экзальтации до робости и разочарования, особенно в эротических стихах. Динамика мировосприятия нередко выражается в форме уитменовского “каталога образов” (прием “дефиниционного перечня”), с дерзкими, контрастными образами и сопоставлениями (стихотворения “Современная дева”, “Vierge moderne”; “Бог”, “Gud” и др.)-прием, используемый ею на всем протяжении творчества. Зрительные впечатления, пейзажи в стихах о природе одухотворяются, субъективируются, преобразуясь в “ландшафт души”. В сборнике появляется и важнейший в поэзии С. мотив одиночества и отчуждения (“Я чужая в этом краю, / лежащем под давящим морем”) и желание вырваться из тесного круга.
   Знакомство с философией Ф.Ницше (“Ессе homo” и “Так говорил Заратустра”) определило тональность трех центральных, зрелых поэтических книг С: “Сентябрьская лира” (“Septemberlyran”, 1918), “Алтарь роз” (“Rosenaltaret”, 1919) и “Тень грядущего” (“Framtidens skugga”, 1920), проникнутых дионисийским экстазом и бунтарским чувством торжества жизни, пафосом утопического преобразования и духовного обновления мира. Поэзию С. мыслит как инструмент будущего. Поэтесса ощущает себя его провозвестником, визионером, пророком. Ее мощное поэтическое воображение творит космические фантазии, проникнутые чувством сопричастности и единства человека и Вселенной (стихотворения “Я обошла галактики пешком...”, “Till fots gick jag genom solsystemen...”; “Путь в Элизиум и Аид”, “Vagen till Elysium och Hades” и др. в сборнике “Алтарь роз”). В сборнике “Тень грядущего” - вершине экспрессионистской визионерской лирики С, - преобладает пафос избавления и жертвенного самоотречения, звучат восклицания: “Я спасу мир!” (стихотворение “Инстинкт”, “Instinkt”), “Я торжествую, как жизнь сама” (“Четыре маленьких стихотворения”, “Fyra smâ dikter”), призывы к духовному созиданию (“Творения”, “Skaparegestalter”). Но одновременно появляется осознание неизбежности смерти: “тень грядущего” оказывается одновременно “тенью смерти”. С темой смерти, “танатоса”, тесно связана и амбивалентная тема “эроса”, оборачивающаяся то сжигающей силой уничтожения (“Мы, други игр Эроса, хотим лишь одного: стать огнем от твоего огня и сгореть” - стихотворение “Храм Эроса”, “Eros tempel”), то оргиастической стихией преобразования жизни (стихотворение “Эрос творит мир заново”, “Eros skapar världen ny”).
   Ницшеанский миф С. оказался исчерпанным. На некоторое время она приобщилась к антропософской доктрине Р.Штайнера и перестала писать. Лишь в последний год жизни она вернулась к поэзии и создала десять стихотворений для журнала “Ультра” (“Ultra”; см. “Финляндский экспрессионизм”*), включенных в посмертный сборник “Страна, которой нет” (“Landet som icke är”, 1925), изданный Э.Диктониусом. Последние стихи С, сохраняя присущую ей поэтическую экзальтацию, вместе с тем обозначили новый поворот в ее поэзии и духовной позиции - к примирению с жизнью и смертью, природой и Богом, к смирению, даваемому опытом, к достижению “наивности” и простоты Евангелия, гармонии и мелодичности стиха. Образ “страны, которой нет” символизирует поэтическую мечту, грезу, мир высших духовных истин.
   Провозвестница и зачинательница нового этапа шведоязычной поэзии, С. оказала сильное влияние на своих соратников по журналу “Ультра” - Э.Диктониуса, Х.Ульсон, Г.Бьёрлинга, на шведских “примитивистов” - участников антологии “Пять молодых” (“Fem unga”, 1929) во главе с А.Лундквистом, а также на финноязычных поэтов из группы “пламеносцев”, особенно на поэтессу К.Вала. По мнению шведского поэта Г.Экелёфа, С. - лирик “того же ранга, что Ахматова”.
   Соч.: Samlade skrifter. D. 1-2. Helsingfors, 1990-1996; Возвращение домой. Стихи. Л., 1991; [Стихи] // Поэзия Финляндии. М., 1962; [Стихи] // Западноевропейская поэзия XX века. М., 1977.
   Лит.: Tideström G. Edith Södergran. Helsingfors, 1960; Fages L. de. Edith Södergran. Paris, 1970; Schoolfield G.C. Edith Södergran. Modernist poet in Finland. Westport, 1984; Brunner E. Till fots genom solsystemen. En Studie i Edith Södergrans expressionism. Stockholm, 1985; Hedberg J. Eros skapar världen ny. Apokalyps och panyttfödelse i Edith Södergrans lyrik. Göteborg, 1991; Ström E. Edith Södergran. Stockholm, 1994; КархуЭ.Г. История литературы Финляндии. XX век. Л., 1990.
   А.Мацевич

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Сёдергран, Эдит Ирене" в других словарях:

  • Сёдергран, Эдит — Эдит Сёдергран Edith Södergran Эдит Сёдергран в 1918 году Дата рожд …   Википедия

  • Эдит Сёдергран — Edith Södergran Эдит Сёдергран в 1918 году Дата рождения: 4 апреля 1892(18920404) Место рождения …   Википедия

  • Эдит Седергран — Эдит Сёдергран Edith Södergran Эдит Сёдергран в 1918 году Дата рождения: 4 апреля 1892(18920404) Место рождения …   Википедия

  • Сёдергран — Сёдергран, Эдит Эдит Сёдергран Edith Södergran Эдит Сёдергран в 1918 году Дата рождения: 4 апрел …   Википедия

  • Седергран, Эдит — Эдит Сёдергран Edith Södergran Эдит Сёдергран в 1918 году Дата рождения: 4 апреля 1892(18920404) Место рождения …   Википедия

  • Седергран Эдит — Эдит Сёдергран Edith Södergran Эдит Сёдергран в 1918 году Дата рождения: 4 апреля 1892(18920404) Место рождения …   Википедия

  • Седергран — Эдит Сёдергран Edith Södergran Эдит Сёдергран в 1918 году Дата рождения: 4 апреля 1892(18920404) Место рождения …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.