- Соколов, Ипполит Васильевич
- (08.[21]01.1902, Москва - 08.12.1974, Москва)русский литератор, киновед. Окончил философский факультет Московского университета (1925). Вступил в литературу в начале 1919 и как поэт-эвфуист выпустил шесть небольших стихотворений под пародийным названием “Полное собрание сочинений. Издание не посмертное. Т. 1. Не стихи”. Тогда же стал членом Всероссийского союза поэтов, с эстрады которого 11 июля 1919 провозгласил свой экспрессионизм. В “Хартии экспрессиониста” (1919) С. излагал его теоретические основы: “Только мы, экспрессионисты, сможем осуществить то, что не смогли осуществить футуристы: динамику нашего восприятия и динамику нашего мышления” (“Бунт экспрессиониста. Издание, конечно, автора”. М., 1919). Для достижения этой цели он предлагал “вытравить все те принципы старого стихосложения, которые считались незыблемыми от Гомера до Маяковского*”, перейти к новой системе по “строго математическим схемам 40-нотного ультрахроматического звукоряда”, создать полистрофику и высшую эвфонию. Программный лозунг был откровенно эпатажным: “Экспрессионизм, черт возьми, будет по своему историческому значению не меньше, чем символизм или футуризм”.Вокруг С, начиная с весны 1920, образовалась группа, в которую входили Б.Земенков, Г.Сидоров-Окский, С.Спасский, Б Лапин, Е.Габрилович. Они выступили с “Воззванием экспрессионистов о созыве Первого Всероссийского конгресса поэтов” (1920). Книги экспрессионистов печатались под издательскими марками “Сад Академа”, “Ренессанс XX века”, “Фаршированные манжеты - Холодно. XX век”, “О, 21 XX века РСФСР” и др. В критике отмечалось, что пришедшие на смену имажинистам, экспрессионисты стремятся создать “новый поэтический стиль” (В.Фриче). С. настаивал на автохтонности русского экспрессионизма, заявляя, что узнал о “возникновении и успехе экспрессионизма в Германии, Австрии, Чехии, Латвии и Финляндии” только весной 1920. Тогда же познакомился с работой К.Эдшмида* “Экспрессионизм в литературе и новая поэзия”, которую в переводе Т.Левита предполагал напечатать (не состоялось). Стремясь интегрировать свою литературную группу в экспрессионизм, понимаемый как всеевропейское движение, С. планировал издать “Опыт построения программ немецкого, французского, итальянского и английского экспрессионизма” (не состоялось). Книга “Имажинистика” (1922) посвящена анализу эволюции образной системы русской поэзии от Кантемира до Маяковского. С. пытался создать студию театрального экспрессионизма, написал несколько брошюр по ритмической и производственной гимнастике, а с 1925 работал в области теории и истории кино. С 1927 до конца жизни преподавал во Всесоюзном Государственном Институте кинематографии (ВГИК).Соч.: Экспрессионизм. М., 1920; Бедекер по экспрессионизму. М., 1920; Ренессанс XX века. М., 1920; Габрилович Е., Лапин Б., Спасский С, Соколов И. “Экспрессионисты”. М., 1921; Переле-шин Б., Ракитников А., Соколов И. “А”. М., 1922.Лит. : Никольская Т. К вопросу о русском экспрессионизме// Тыняновский сборник. Рига, 1990; Терехина В. Бедекер по русскому экспрессионизму// Арион. 1998. № 1; Curtis J.M. The Expressionist Manifestoes of Ippolit Sokolov // Russian Literature Triquaterly. 1976. № 13.В. Терехина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.