Таут, Бруно


Таут, Бруно
(Taut, Bruno)
(04.05.1880, Кенигсберг - 24.12.1938, Стамбул, Турция)
   немецкий архитектор. Вырос в семье разорившегося купца. Окончил строительное училище в Кенигсберге. С начала 1900-х работал в Берлине, участвовал в многочисленных архитектурных конкурсах. Дружил и сотрудничал с К.Э.Остхаузом, держал собственное архитектурное бюро в Берлине с 1909 (совместно с Францем Хоффманом, позднее сотрудником бюро стал младший брат Бруно, архитектор Макс Таут). После поездки в Англию с Немецким садоводческим обществом в 1910 Т. строит предельно экономичные пригородные поселки по заказу профсоюзных и рабочих организаций, реализуя свой вариант идеи “города-сада”. Новаторская деталь комплексной застройки поселка Фалькенберг в Берлине-Грюнау и “Реформ” под Магдебургом - смелое использование цвета. Адольф Бене, приверженец и пропагандист архитектурных идей Т., назвал его единственным архитектором, “чье творчество по сути своей имеет параллельную направленность с устремлениями молодых художников”. С 1912 - член Веркбунда. Постоянный круг общения Т. составляют участники художественной галереи и издательства журнала “Штурм”*, где была опубликована его первая статья (1913, № 196/197), которая содержит основные социальные идеи и представления о задачах новой архитектуры, развитые позднее в многочисленных специальных работах. Большая часть идей Т. экспрессионистского периода не получила воплощения на практике.
   Первыми подступами Т. к новому типу “великого строения”, о котором мечтало большинство архитекторов того времени, стали здания выставочных павильонов из стекла и металла - в 1913 он получил заказ на строительство павильона сталелитейной промышленности для выставки в Лейпциге (“монумент железу”), в 1914 строит здание павильона стекольной промышленности для выставки Веркбунда в Кёльне. (Не сохранились.) Для павильона из стекла была написана серия из 14 афоризмов писателя-фантаста Пауля Шеербарта, автора книги “Стеклянная архитектура” (1914). Противник войны и насилия, Т. избегал призыва в армию во время I мировой войны. К этому времени он стал одним из самых заметных идеологов новой архитектуры. Во время революции ведет бурную общественную деятельность (член Ноябрьской группы, куда входили, среди прочих, Гропиус, Пёльциг, Мис ван дер Роэ; затем один из организаторов Рабочего совета по искусству). Деятельность Т. в Рабочем совете носит черты несколько агрессивной утопии: так, он предлагает взорвать Берлинский собор и поставить на его месте антимилитаристский памятник, уравнять людей искусства с рабочими и заниматься творчеством только по особому разрешению, в свободное от фабричной работы время и т.п. (“Да! Голоса Рабочего совета по искусству в Берлине”, “Ja! Stimmen des Arbeitsrates für die Kunst in Berlin”, 1919). Для этого объединения в целом характерно понимание архитектуры “как монументальной формы, увенчивающей экспрессионизм” (Герман Финстерлин). Переписка круга единомышленников Т. 1919-1920, в которой обсуждались новые архитектурные идеи, получила впоследствии известность под названием “Стеклянная цепь” (“Die Gläserne Kette”, издана в 1963). Стилистика писем, тип бытового поведения, свойственный участникам переписки, их осознанный, программный утопизм позволяют отнести их способ мышления к экспрессионизму. Мифологизация роли стекла, в представлении окружения Т. переставшего быть просто материалом и вобравшего в себя весь символический спектр значений - просветление сознания, возвышенность, прозрачность / открытость, свет / “кротость”, доброта и прочее, - продолжена в утопических архитектурных проектах Т. Книга “Альпийская архитектура” (“Alpina Architektur”, 1919) дает наброски гигантского проекта архитектурного обустройства участка Альпийских гор от Монте Роза до Лугано, вершины которых должны быть увенчаны сооружениями из стекла-“хрустальными” или же “кристаллическими” строениями и освещены разноцветными огнями, а провалы и ущелья обработаны и превращены в каскады фонтанов и лестниц из стекла и света. Как и всем экспрессионистским проектам Т., “Альпийской архитектуре” свойственна утопичность и отсутствие прагматического назначения. Сколько-нибудь разработанные планы и чертежи отсутствуют, даются только наброски, идеи. Рисунки проектов составляют единое целое с текстом, часто достаточно эмфатическим, как правило, принадлежащим самому архитектору. Основная идея книги - отвлечь энергию человечества от войн и убийств и обратить ее на усовершенствование мира и достижение социальной гармонии.
   Поиски архитектурных форм для нового человека, живущего в гармонии с космосом, приводят Т. к созданию “архитектурной драмы” “Мировой зодчий” (“Weltbaumeister”, 1920), в которой на сцене разворачивается зрелище архитектурных форм. Сопровождающий текст, миниатюрная драма, выполнен как фрагментарная последовательность назывных предложений, он дает ремарки и отчасти “озвучивает” мировое действо развития, смерти и нового рождения форм. Книга “Распад городов” (“Auflösung der Städte”), с ее антиурбанистической тенденцией более детально проработана, и тоже отражает утопические идеи автора. (“Пусть разрушатся архитектурные пошлости. Каменные дома делают каменными сердца”.) Идеи Т. о создании альтернативных типов поселения и принципах застройки получили достаточно широкую популярность, укрепившуюся с выходом книги “Венец города” (“Die Stadtkrone”, 1919). T. развивал эти концепции и в издаваемом им с 1920 журнале “Дас фрюлихьт” (“Das Frühlicht”), который выходил сначала как приложение к журналу по городскому строительству, а затем и как самостоятельное издание. Важную роль сыграл Т. как популяризатор идей архитектурного экспрессионизма в среде Баухауса. Уже в начале 1920-х годов он вынужден обратиться к типовому строительству, хотя по-прежнему стремится к воплощению своих социальных утопий, работая по заказам рабочих организаций и товариществ. Избран советником по строительству в Магдебурге, продолжил строительство “малых форм” для самых бедных граждан. Эксперименты по окраске домов в Магдебурге привлекли внимание широких кругов, а строительство крупных комплексов пригородных поселков, где отчасти осуществилась его идея “венца города”, когда в центре застройки сосредоточивались доминирующие над остальными строениями главные сооружения, определяющие силуэт целого, сделало его имя знаменитым в мировом масштабе. Идея “нового жилья” обрела для Т. практические очертания, он исходил из реальности послевоенного строительства и одним из первых перешел к малогабаритному стандартизованному строительству. Известность Т. как специалиста по планировке городов и жилищному строительству и его открыто социалистические симпатии способствовали его приглашению в Москву, куда он регулярно приезжал в 1931, читая лекции и консультируя, и где провел весь 1932 год в должности одного из ведущих архитекторов Генерального плана реконструкции Москвы в непосредственном подчинении Моссовету. В распоряжении Т. находилось собственное архитектурное бюро, однако большинство созданных им для Москвы проектов было отклонено. Разочаровавшись в советских реалиях, архитектор вернулся в Германию в феврале 1933, но сразу же был вынужден эмигрировать, преследуемый нацистской критикой. Работал в Японии, где пользовался успехом как теоретик архитектуры, но не имел возможности осуществлять свои планы, с 1936 в Турции, где стал руководителем архитектурного бюро турецкого Министерства образования и много строил. Создал эскиз катафалка К.Ататюрка.
   По свидетельству самого Т., экспрессионистский период в архитектуре (“когда выражение собственных ощущений доходило до крика - только чтобы тебя услышали”, - писал он в книге “Новая архитектура”, “Die neue Baukunst”, 1929) закончился для него около 1923. Но как теоретик и издатель Т. стал самым значительным популяризатором утопических идей экспрессионистской архитектуры.
   Соч.: Eine Notwendigkeit// Der Sturm. 1913; Die Stadtkrone. Jena, 1919; Alpina Architektur. Hagen, 1919; Weltbaumeister. Hagen, 1920; Auflösung der Städte; Die neue Wohnung. Leipzig, 1924; Ein Wohnhaus. Stuttgart, 1927; Die neue Baukunst in Europa und Amerika. Stuttgart, 1929; Современная архитектура и ее основания // Строительная промышленность. 1929. Вып. 3.
   Лит.: Benne A. Expressionistische Architektur// Der Sturm Jg. 5/19-20, 1914-15; Schumacher F. Expressionismus und Architektur // Dekorative Kunst 28 (1920); Conrad U. Sperlich H.G. Phantastische Architektur. Stuttgart, I960; Die Gläserne Kette. Visionäre Architekturen aus dem Kreis um Bruno Taut. 1919-1920. Leverkusen u.a., 1963; Sharp D. Modem architekture and expressionism. London, 1966; Borsi F., König G.K. Architetturo delP espressionismo. Genua [1967]; Junghanns K. Bruno Taut. Berlin, 1970; Pehnt W. Die Architektur des Expressionismus. Stuttgart, 1973.
   O.Acnucoea

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Таут, Бруно" в других словарях:

  • Таут Бруно —         (Taut) (1880 1938), немецкий архитектор. Представители функционализма. В начале 1900 х гг. учился у Т. Фишера в Штутгарте. В 1931 32 работал в Москве. После прихода нацистов к власти работал и преподавал в Японии (с 1933), затем в Турции …   Художественная энциклопедия

  • Таут Бруно — (Taut) (1880 1938), немецкий архитектор. Представитель функционализма, применял в строительстве стекло и бетон, пропагандировал цвет в архитектуре («Стеклянный павильон» на выставке «Немецкого веркбунда» в Кёльне, 1914). * * * ТАУТ Бруно ТАУТ… …   Энциклопедический словарь

  • Таут, Бруно — Бруно Таут Bruno Taut Основные сведения Дата рождения 4 мая 1880 …   Википедия

  • Таут Бруно — Таут (Taut) Бруно (4.5.1880, Кенигсберг, ныне Калининград, 24.12.1938, Анкара), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. В начале 1900 х годов учился у Т. Фишера в Штутгарте. В 1931 32 жил и работал в Москве (которую посетил также в 1926).… …   Большая советская энциклопедия

  • Таут Бруно — …   Википедия

  • Таут — фамилия. Известные носители: Таут, Бруно (1880 1938) немецкий архитектор и градостроитель. Таут, Марк (род. 1961) британский бобслеист …   Википедия

  • Бруно Таут — Bruno Taut Годы жизни Дата рождения 4 мая 1880 Место рождения …   Википедия

  • ТАУТ (Taut) Бруно — (1880 1938) немецкий архитектор. Представитель функционализма, применял в строительстве стекло и бетон, пропагандировал цвет в архитектуре ( Стеклянный павильон на выставке Немецкого веркбунда в Кельне, 1914) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Таут — (Taut)         Бруно (4.5.1880, Кенигсберг, ныне Калининград, 24.12.1938, Анкара), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. В начале 1900 х годов учился у Т. Фишера в Штутгарте. В 1931 32 жил и работал в Москве (которую посетил также в 1926).… …   Большая советская энциклопедия

  • Таут — (Taut), Бруно (1880 1938) немецкий архитектор. Представитель функционализма, применял в строительстве стекло и бетон, пропагандировал цвет в архитектуре ( Стеклянный павильон на выставке Немецкого веркбунда в Кельне, 1914). Источник:… …   Строительный словарь


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.