Фанкхаузер, Альфред


Фанкхаузер, Альфред
(Fankhauser, Alfred)
(04.11.1890, Гизенштейн - 22.11. 1973, Кенитц)
   швейцарский прозаик и драматург. Выходец из крестьянской семьи. Закончил учительскую семинарию, преподавал в школах бернского кантона. С 1916 по 1920 изучал историю и психологию в Бернском университете. Доктор философии. Уже первая драма на диалекте “Крестный путь” (“Der Chrützwäg”, 1917) отмечена повышенной экспрессивностью в изображении внутреннего разлада, царящего во внешне благополучной крестьянской общине (лжесвидетельства, поджоги, распавшиеся браки, самоубийства). Атмосфера духовной неустроенности, требующая для своего воплощения экспрессивных изобразительных средств, ощущается и в написанном в форме литературного дневника романе “Чудаковатый Петер и его любовь” (“Peter der Tor und seine Liebe”, 1919). Еще резче приметы нового литературного стиля выступают в романе “Божественный недуг” (“Der Gotteskranke”, 1921): склонность героя, капитана швейцарской армии, несущего пограничную службу, к визионерству и экстатическим выпадам против существующего миропорядка (“Бог в нас болен”) приводит его к дезертирству, желанию уничтожить все границы и мечтам о всемирном братстве людей. В этом романе наметился мотив провидчества, одержимости человека неодолимой “божественной” (или, наоборот, демонической) силой, мотив, который отныне станет сквозным в творчестве Ф. В это же время писатель публикует теоретическое эссе “Экспрессионизм и импрессионизм” (1920), где объявляет экспрессионистом любого художника (включая самого себя), стремящегося выразить в своих творениях тайный, пророческий смысл.
   Те же содержательные моменты разрабатываются в романе “Огненные братья” (“Die Brüder der Flamme”, 1925), написанном в более спокойном, свободном от нарочитой экспрессии тоне. Это история крестьянина, одержимого неукротимым желанием преображения мира и человека на началах равенства и божественной справедливости. Бернские власти преследуют его как еретика и бунтаря, основавшего в общине секту огнепоклонников-“антонианцев” (существовавшую в долине реки Эмме в начале XIX в.). Самосожжение героя обретает в романе символический смысл, насыщается мифологическим содержанием в духе общего представления об искусстве, призванном стремиться сквозь покровы серой повседневности к надреальным тайнам бытия. Иллюстрации к роману (двенадцать гравюр по дереву) создал художник-экспрессионист В.Нойхаус*. Этим романом Ф. удалось не только преодолеть сопротивление очень сильного в Швейцарии регионализма, но и “укоренить урбанистическое искусство экспрессионизма в крестьянской среде” (Ш.Линсмайер). В дальнейшем Ф., склонный к выходам в сферы трансцендентального, увлекся астрологией (идя по стопам художников И.Р.Шорха и Ф.Годлера) и стал насыщать свои произведения оккультными мотивами, нередко сопровождая их броскими, рассчитанными на внешний эффект сюжетными ходами.
   Ф. до глубокой старости писал романы, повести, драмы на диалекте, составлял учебное пособие по астрологии и магии, с конца 1940-х много времени уделял живописи (создал более двухсот пейзажей), переводил с английского (“Оливер Твист” Ч.Диккенса).
   Соч.: Madonna. Legenden. Bern, 1922; Vorfrühling. Leipzig, 1923; Engel und Dämonen. Berlin, 1926; Der Herr der inneren Ringe. Berlin, 1929; Astrologie als kosmische Psychologie. Bern, 1928; Magie. Zürich, 1934.
   Лит.: Linsmayer Ch. Nachwort// Fankhauser A. Die Brüder der Flamme. Zürich, 1983.
   В.Седельник

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Фанкхаузер, Альфред" в других словарях:

  • Fankhauser, Alfred —    см. Фанкхаузер, Альфред …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.