- Фанкхаузер, Альфред
- (Fankhauser, Alfred)(04.11.1890, Гизенштейн - 22.11. 1973, Кенитц)швейцарский прозаик и драматург. Выходец из крестьянской семьи. Закончил учительскую семинарию, преподавал в школах бернского кантона. С 1916 по 1920 изучал историю и психологию в Бернском университете. Доктор философии. Уже первая драма на диалекте “Крестный путь” (“Der Chrützwäg”, 1917) отмечена повышенной экспрессивностью в изображении внутреннего разлада, царящего во внешне благополучной крестьянской общине (лжесвидетельства, поджоги, распавшиеся браки, самоубийства). Атмосфера духовной неустроенности, требующая для своего воплощения экспрессивных изобразительных средств, ощущается и в написанном в форме литературного дневника романе “Чудаковатый Петер и его любовь” (“Peter der Tor und seine Liebe”, 1919). Еще резче приметы нового литературного стиля выступают в романе “Божественный недуг” (“Der Gotteskranke”, 1921): склонность героя, капитана швейцарской армии, несущего пограничную службу, к визионерству и экстатическим выпадам против существующего миропорядка (“Бог в нас болен”) приводит его к дезертирству, желанию уничтожить все границы и мечтам о всемирном братстве людей. В этом романе наметился мотив провидчества, одержимости человека неодолимой “божественной” (или, наоборот, демонической) силой, мотив, который отныне станет сквозным в творчестве Ф. В это же время писатель публикует теоретическое эссе “Экспрессионизм и импрессионизм” (1920), где объявляет экспрессионистом любого художника (включая самого себя), стремящегося выразить в своих творениях тайный, пророческий смысл.Те же содержательные моменты разрабатываются в романе “Огненные братья” (“Die Brüder der Flamme”, 1925), написанном в более спокойном, свободном от нарочитой экспрессии тоне. Это история крестьянина, одержимого неукротимым желанием преображения мира и человека на началах равенства и божественной справедливости. Бернские власти преследуют его как еретика и бунтаря, основавшего в общине секту огнепоклонников-“антонианцев” (существовавшую в долине реки Эмме в начале XIX в.). Самосожжение героя обретает в романе символический смысл, насыщается мифологическим содержанием в духе общего представления об искусстве, призванном стремиться сквозь покровы серой повседневности к надреальным тайнам бытия. Иллюстрации к роману (двенадцать гравюр по дереву) создал художник-экспрессионист В.Нойхаус*. Этим романом Ф. удалось не только преодолеть сопротивление очень сильного в Швейцарии регионализма, но и “укоренить урбанистическое искусство экспрессионизма в крестьянской среде” (Ш.Линсмайер). В дальнейшем Ф., склонный к выходам в сферы трансцендентального, увлекся астрологией (идя по стопам художников И.Р.Шорха и Ф.Годлера) и стал насыщать свои произведения оккультными мотивами, нередко сопровождая их броскими, рассчитанными на внешний эффект сюжетными ходами.Ф. до глубокой старости писал романы, повести, драмы на диалекте, составлял учебное пособие по астрологии и магии, с конца 1940-х много времени уделял живописи (создал более двухсот пейзажей), переводил с английского (“Оливер Твист” Ч.Диккенса).Соч.: Madonna. Legenden. Bern, 1922; Vorfrühling. Leipzig, 1923; Engel und Dämonen. Berlin, 1926; Der Herr der inneren Ringe. Berlin, 1929; Astrologie als kosmische Psychologie. Bern, 1928; Magie. Zürich, 1934.Лит.: Linsmayer Ch. Nachwort// Fankhauser A. Die Brüder der Flamme. Zürich, 1983.В.Седельник
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.