- Филла, Эмиль
- (Filia, Emil)(04.04. 1882, Хропыне у Кромержиже, Австро-Венгрия - 06.10.1953, Прага, Чехословакия)чешский живописец, график, скульптор. Учился в пражской Академии изобразительных искусств (1903-1906). В 1904 совершил поездку в Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Италию. Был одним из основателей художественного объединения “Осма” (“Osma”, “Восьмерка”, 1907), приняв участие в его первой выставке (Прага, 1907), а также объединения “Скупина витварных умелцу” (“Skupina vytvarnych umêlcû”, “Группа деятелей изобразительного искусства”, 1911). С 1911 - член творческого объединения художников “Манес” (“Manes”). Во время I мировой войны находился в Голландии, участвовал в движении за освобождение Чехии из-под власти Габсбургов. По возвращении продолжал работу в “Манесе”, журналах “Вольне смери” (“Volné smèry”, “Вольные направления”) и “Прамены” (“Prameny”, “Источники”), входил в редколлегию серийного издания “Настоящее искусство” (“Dobré umëni”). В 1932 состоялась первая персональная выставка Ф.Ф. во многом опирался на творческий опыт Мунка* и Гогена. В его художественной манере конца 1900-х доминировала интенсивность цветовых решений, взрывной характер выражения чувств. Своего рода манифестом тревоги и протеста, охвативших все довоенное поколение, явилось программное для Ф. полотно “Читатель Достоевского” (“Cténáf Dostojevského”, 1907). Одно из первых ярких произведений чешского экспрессионизма, оно проникнуто ощущением трагизма человеческой жизни. Драматическим напряжением и кричащими красками, ритмикой линий и плоскостей отличаются картины “Красный козырь” (“Сervené eso”, 1908) и “Милосердный самаритянин” (“Milosrdny samaritán”, 1910). По своей изобразительной направленности они особенно близки тому, о чем писал Ф., характеризуя живопись Мунка как авангардного художника, способного “из действия сделать балладу, из жанра символ, из феномена откровение, из жеста призрак, из краски крик, из линии ужас, а в случайном разглядеть знак неотвратимой судьбы”. Ф. принимал участие в организации в Чехии выставок Мунка, Брака, Пикассо, немецких художников-экспрессионистов объединения “Брюкке”*. Знакомство с французской кубистической живописью способствовало его обращению к кубизму. За первой кубистической картиной “Осень” (“Podzim”, 1910) последовала серия полотен, в которых стилизация плоскостей и объемов доводится до уровня “огранки” (“Саломея”, “Salome”, 1912; “Две женщины”, “Dvê zeny”, 1912; “Купание”, “Koupání”, 1912). Наиболее последовательно приемы кубизма разрабатываются в жанре натюрморта (1914-1917); экспрессивность здесь определяется насыщенностью колористической гаммы и линеарно-пластическим ритмом. Конец 1920-х ознаменовался созданием так называемых “белых натюрмортов”. В 1930-е в творчестве ощущается влияние сюрреализма, но одновременно в еще большей мере усиливается экспрессионистская выразительность его произведений. В них звучит тема больших человеческих трагедий; мотивы борьбы и смерти, связанные с угрозой фашистской агрессии, воплощаются в картинах на античные сюжеты, в мотивах, близких искусству древних скифов (цикл “Битвы зверей”, “Zápasy zvífat”, 1938-1939). Тревогой наполнен цикл работ по мотивам баллад чешского поэта XIX в. К.Я.Эрбена, в которых экспрессивный рисунок сочетается с народным орнаментом и словесным текстом. Чувством ужаса веет от полотен “Человек и смерть” (“Clovêk a Smrt”) и “Война” (“Válka”), созданных в 1939. Повышенная эмоциональность отличает натюрморты и пейзажи позднего Ф., написанные в стиле кубо-экспрессионизма, а также картины тушью на темы чешских и словацких народных песен. Ф. также занимался скульптурой, по большей части в бронзе; ему принадлежит проект рисунков на стекле для чешского павильона на Парижской выставке 1925. Вкладом в чешское искусствознание стали его статьи о Домье, Эль Греко, Караваджо, исследования живописи Возрождения.В 1939 Ф. был заключен в концентрационный лагерь Бухенвальд. Освобожден в 1945. После войны - профессор пражской Художественно-промышленной школы.Соч.: Problem renesance a drobná plastika. Praha, 1938; Rembrandt. Praha, 1939; O svobodé. Praha, 1947; Krajina v éinském uméní. Praha, 1947; O vytvarném uméní. Praha, 1948.Лит.: Dílo Emila Filly. Brno, 1936; Matéjéík A. Emil Filia. Praha, 1938; LeminaJ. Emil Filia. Praha, 1970; Berka С. Grafické dílo Emila Filly. Praha, 1975; Petrová E. Emil Filia// Encyclopédie ¿eského vytvaného uméní. Praha, 1975; Expresionismus v éeském uméní. 1905-1927. Praha, 1995.Р. Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.