- “Фриде”
- (“Der Friede”, “Мир”, 1918-1919, Вена)Еженедельник, посвященный политике, народному хозяйству и литературе. Издатель - Б.Карпелес. Выходил в издательстве “Кристоф Райсерс зёне” (“Christoph Reisser's Söhne”). Журнал родился “из духа возмущения” против имперских порядков в Австрии и Германии. В форме дискуссий, аналитических обзоров внутренней и внешней политики, социальной жизни, национальной экономики, истории, науки и культуры журнал создавал хронику последних месяцев войны, распада габсбургской империи и образования Австрийской республики. Авторами материалов, имевших ярко выраженный публицистический характер, были главным образом литераторы, среди них Р.Мюллер, Б.Фиртель, Р.Роллан, Х.Яновиц, Э.Мюзам и др. В соответствии с выдвинутой программной целью “европеизировать” оба немецкоязычных государства на основе пацифистских, антинационалистических и демократических принципов журнал пытался определить контуры их будущего устройства в общем европейском доме. Всячески поощрялись поиски нового языка международного общения, подчеркивалась решающая роль в этом процессе “международной солидарности интеллигенции” (Г. фон Гофмансталь). Позиция “Ф.” натолкнулась на жесткую реакцию со стороны официальных властей и вызвала неприятие со стороны австрийского общества, охарактеризованного журналом как “фикция из инертности, халтуры и тупости”.Редактором литературной части “Ф.” был А.Польгар, видевший в периодическом издании “часы, отбивающие... время эпохи”. Страницы журнала служили своеобразной дискуссионной трибуной венского экспрессионизма активистской направленности: “воспитание новой молодежи, подготовка активного духа” (Б.Фиртель). Ю.Гумперц в докладе “К определению места экспрессионизма в духовной жизни” (“Über die geistige Ortsbestimmung des Expressionismus”) характеризует экспрессионизм как “определенный настрой мыслей, рожденных возмущением буржуазным обществом и его искусством, материализмом и патриотизмом”. По Гумперцу, идеи революции и социализма, согласно этико-религиозным представлениям, служат “инструментом спасения человечества”. А.П.Гютерсло* в “Толковании экспрессионизма” (“Deutung des Expressionismus”) закрепляет за художником-экспрессионистом важное место в новом обществе “фанатичного братства” народов.А.Польгар печатал как произведения традиционной формы, так и, по его словам, “литературу завтрашнего дня”, однако скептически относился к экспериментам, разрушающим грамматический строй языка и естественные смысловые связи.В журнале печатались также Х.Брох, М.Брод*, К.Эдшмид*, А.Эренштеин*, Р.Мюллер, Ф.Лампль, П.Хатвани*, К.Хиллер*, Э.Янштейн*, Р.Музиль, Р.Шикеле*, Ф.Верфель*, О.М.Фонтана*, Э.Э.Киш, П.Корнфельд*, Э.Мюзам, Х.Зонненшайн* [Сонька], Э.А.Райнхардт, Т.Таггер* (Фердинанд Брукнер), Э.Вайс* и др. Среди зарубежных авторов - О.Бржезина, П.Безруч, П.Клодель, А.Жид, А.Барбюс, К.Чапек*, А.Франс, Р.Роллан, Р.Тагор, У.Уитмен, Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Куприн, М.Горький.В марте 1919 Карпелес учреждает ежедневную газету левой ориентации “Новый день” (“Der Neue Tag”), призванную “способствовать становлению нового строя” (Б.Карпелес), где продолжают сотрудничать многие авторы “Ф.”.Лит.: Amann К. Staatsfiktionen. Bildereines künftigen Österreich in der Wiener Wochenschrift “Der Friede” (1918-1919) // Studi Tedeschi 23. 1990.Т.Кудрявцева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.