Ходдис, Якоб ван


Ходдис, Якоб ван
(Hoddis, Jacob van)
(псевдоним; настоящие имя и фамилия Ганс Давидзон, Hans Davidsohn)
(16.05.1887, Берлин - май 1942, Бежец, Хелмно или Солибор, Польша; дата и место смерти точно не установлены)
   немецкий поэт. Вырос в семье врача; в 1906-1907 изучал в Мюнхене архитектуру и строительное дело, затем в Йене и Берлине - греческий язык и философию. В 1909 вместе с К.Хиллером*, Э.Лёвензоном и др. стал соучредителем берлинского “Нового клуба”* (“Der neue Club”), его участники создали затем “Неопатетическое кабаре” (“Neopathetisches Kabarett”), где молодые поэты имели постоянную трибуну (Г.Гейм, А.Лихтенштейн*, Э.Бласс, Э.Унгер). Это был первый кружок поэтов-экспрессионистов. В начале 1910 X. написал стихотворение “Конец света” (“Weltende”), опубликованное 11 января 1911 Ф.Пфемфертом* в газете “Демократ” (“Der Demokrat”) и воспринятое как манифест нового литературного течения; позднее К.Пинтус* открыл им антологию “Сумерки человечества”* (1919). В восьми строках “Конца света” сконцентрирована общая проблематика экспрессионизма. Здесь отчетливо прочитывается неприятие буржуазного мира, нескрываемая насмешка над ним (начиная с первой строки: “Срывает ветер шляпу с головы”, - “Dem Bürger fliegt vom spitzen Kopf der Hut”). “Светопреставление”, о котором идет речь в стихотворении, подается в двойном освещении: с точки зрения бюргера, неожиданно выбитого из накатанной жизненной колеи и пытающегося спрятаться от непонятной ему опасности за привычными штампами (“В газетах пишут: "Вздыбилась вода"” - “Und an den Küsten - liest man - steigt die Flut”), и с точки зрения безымянного наблюдателя событий (поэта), который, иронизируя над растревоженным людским муравейником, пытается в монтаже случайно подмеченных фактов раскрыть истинную суть разворачивающегося духовного действа: космические силы с неизбежностью сметают погрязшую в бездуховности и оттого ставшую беспомощной человеческую (буржуазную) цивилизацию. Легко понять восторг первых читателей стихотворения, столь лаконично и наглядно выразившего их собственные чувства в эпоху социальных и политических потрясений. Впоследствии Й.Р.Бехер* вспоминал: “...Это стихотворение так мощно захватывает меня даже сегодня, без сомнения, еще и потому, что между его строками, из-под них выпирают потрясающие переживания и события, - особое настроение века, заявляющее о себе этим заикающимся, отрывистым, пошутовски лепечущим голосом”. “Конец века” и др. стихотворения X. - это яркие образцы экспрессионистского стиля, способного минимумом средств - короткими фразами и логически не связанными фрагментами - емко передать образ жизни и мироощущение жителей большого города (газета, кино, реклама, техника, новые средства передвижения). X. одним из первых разработал “принцип монтажа”: это открытие немецкого экспрессионизма было воспринято затем дадаистами и сюрреалистами, которые выдвинули на этой основе “принцип симультанности” в искусстве. (А.Бретон считал X. крупнейшим немецким поэтом своего времени и поместил его стихотворение в своем переводе в антологию сюрреализма.)
   Творческое наследие X. сохранилось фрагментарно - всего около семидесяти стихотворений (многие из них публиковались в журналах “Штурм”* и “Акцион”*), несколько прозаических набросков. Первый сборник стихотворений X., опубликованный в 1918, “Конец света” практически включает в себя все лучшее из созданного им. В 1912 у X. обнаружились признаки психического расстройства, и по настоянию матери он был помещен в психоневрологическую больницу, сбежал оттуда, появлялся в Гейдельберге, Париже и Мюнхене, затем вернулся в Берлин, до 1914 принимал участие в литературной жизни, публикуя отдельные стихотворения и выступая на литературных вечерах. Но уже с конца 1914 болезнь (шизофрения) приняла необратимый характер, с этого времени X. либо лечится в больницах, либо находится под домашним наблюдением. В 1927 X. перешел в католицизм. В 1933 его насильно перемещают из Эслингена в клинику израэлитов под Кобленцем. 30 апреля 1942 нацисты депортировали его в числе других евреев в один из концентрационных лагерей в Польшу, где он вскоре умер.
   Соч.: Weltende. Berlin, 1918; Weltende. Gesammelte Dichtungen / Hg. P.Pörtner. Zürich, 1958; Dichtungen und Briefe. Zürich, 1987; Западноевропейская поэзия XX века. M., 1977; Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. М., 1990.
   Лит.: Schneider Н. Jacob van Hoddis. Ein Beitrag zur Erforschung des Expressionismus. Bern, 1967; Reiter U. Jacob van Hoddis. Leben und lyrisches Werk. Göttingen, 1970; Hornbogen H. Jacob van Hoddis. Die Odyssee eines Verschollenen. München, 1986; Tristia ante- Geahnte Finsternis. Zu Leben und Werk des Dichters Jacob van Hoddis/ Hg. H.F.Seim. Güetersloh, 1987; Läufer B. Jacob van Hoddis. Der “Variete-Zyklus”. Ein Beitrag zur Erforschung der frühexpressionistischen Großstadtlyrik. Frankfurt a. M., 1992.
   А.Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Ходдис, Якоб ван" в других словарях:

  • Hoddis, Jacob van —    см. Ходдис, Якоб ван …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Природа в эстетике экспрессионизма —    Согласно распространенному мнению, годы перелома в литературе первой четверти XX в. ознаменовались уходом от классических и романтических поэтических традиций и обращением, в первую очередь, к поэзии большого города и вторжения технической… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Литература и экспрессионизм —    Новая система средств выразительности, разработанная экспрессионизмом, в силу своей неоднородности с самого начала ускользала от четких определений (И.Голль*: “Не стиль, а окраска души, которая для техников литературы до сих пор не поддалась… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.