Цоллингер, Альбин


Цоллингер, Альбин
(Zollinger, Albin)
(24.01.1895, Цюрих, - 07.11.1941, Цюрих)
   швейцарский поэт, прозаик и публицист. Родился в семье механика, в 1903-1907 жил вместе с семьей в Аргентине. Закончил учительский институт в Кюснахте, с 1923 - учитель в школах Цюриха (города и кантона). В 1936-1937 - редактор бернского журнала “Цайт” (“Zeit”, “Время”). По характеру дарования Ц. - прирожденный лирик. С экспрессионистами его творчество связывает повышенная интенсивность душевного переживания. Проникновенно-возвышенная патетика и космическая масштабность в его лирике соседствуют с вниманием к конкретной социальной реальности и ностальгией по патриархальному прошлому Швейцарии. Жаждой широты и душевной окрыленности пронизана и его проза 1920-х - начала 1930-х. Созданный в русле экспрессионистского мироощущения роман “Получеловек” (“Der halbe Mensch”, 1929) мозаичен, даже хаотичен по своей структуре. История противостоящего мещанской среде молодого учителя, подхлестывающего интенсивность своих переживаний экстатическими выходками, дается в разорванных, фрагментарных картинах, моментальных зарисовках и воспоминаниях, напоминающих фотомонтаж. Ц. не придерживается хронологической последовательности в изложении событий, меняет повествовательный ракурс, заменяет плавность эпического рассказа лихорадочной сменой лирических зарисовок.
   Ц. дольше других немецкоязычных писателей Швейцарии сохранил характерную для начала 1920-х поэтическую приподнятость и взволнованность. Повышенная экспрессивность, склонность к страстному, даже несдержанному самовыражению - сквозные приметы его стиля. Нагнетание эмоционального напряжения ради преодоления приземленности бюргерского существования ощущается и в романе “Великое беспокойство” (“Die grosse Unruhe”, 1939). Эпическую форму и здесь теснит лирико-исповедальная стихия. Ц. понимал, что тема “великого беспокойства” не могла быть воссоздана в форме хорошо сконструированного, правильного романа. Описание скитаний швейцарского архитектора в поисках свободного самовыражения требовало “подвижного языкового оформления”, и “запоздалый экспрессионист” Ц. погрузился, по собственному признанию, в “четвертое измерение поэтической стихии”. Структура романа напоминает полифонический монтаж, калейдоскопическая пестрота картин словно запечатлена способом моментальной съемки, мозаика многочисленных фрагментов стянута в единое целое силовым полем “великого беспокойства”, охватившего Европу в канун II мировой войны. С конца 1930-х Ц. ограничивался проблематикой областнической литературы, его проза стала спокойнее и деловитее, и только патетическая, тяготевшая к гимническим жанрам поэзия противопоставляла космические масштабы поэтического мира узости мира окружающего (сборники “Звездная рань”, “Sternfrühe”, 1936; “Тишина осени”, “Stille des Herbstes”, 1938).
   Соч.: Die Gärten des Königs. Zürich, 1921; Die verlorene Krone. Zürich, 1922; Gedichte. Zürich, 1933; Pfannenstiel. Die Geschichte eines Bildhauers. Zürich, 1940; Gesammelte Werke in 4 Bänden. Zürich, 1961, 1962; Werke. 6 Bände. Zürich und München, 1981-1984; Briefe. Zürich, 1987; Из современной швейцарской поэзии. M., 1981.
   Лит.: Häfliger Р. Der Dichter Albin Zollinger. Freiburg (Schweiz), 1954; BänzigerH. Heimat und Fremde. Ein Kapitel “Tragische Literaturgeschichte” in der Schweiz: J.Schafner, R.Waliser, A.Zollinger. Bern, 1958; Günther W. Albin Zollinger// Dichter der neueren Schweiz. Bd. 1. Bern; München, 1963; Albrecht B. Die Lyrik Albin Zollingers. Zürich, 1964.
   В. Седельник

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Цоллингер, Альбин" в других словарях:

  • Zollinger, Albin —    см. Цоллингер, Альбин …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.