- Црнянский, Милош
- (Црњански, Милош, 26.10.1893, Чонград, Воеводина, - 30.11.1977, Белград)сербский прозаик, поэт, эссеист. Родился в области, которая до I мировой войны входила в состав Австро-Венгрии, в семье сербского переселенца. В 1921 кончил францисканскую гимназию в Тимишоаре (Венгрия). В 1912-1913 учился в Академии экспорта в г. Риека, в 1913 изучал историю искусств и философию в Венском университете. Первое стихотворение напечатал в 1908. Во время I мировой войны служил в австрийских войсках. Печатался в журналах югославянской ориентации: “Босанска вила” (“Боснийская фея”, Сараево, 1917), “Савременик” (“Современник”, Загреб, 1917-1918). После войны переселился в Сербию. Окончил философский факультет Белградского университета (1921). Участвовал в издании загребского журнала “Книжевни юг” (“Литературный юг”, 1919, как его соучредитель), журналов: “Дан”* (“День”, Нови-Сад, 1919-1920), “Путеви”* (“Пути”, Белград, 1924) и др. В 1923 получил место учителя белградской гимназии.На рубеже 1910-1920-х литературная деятельность Ц. развивалась в русле экспрессионизма. Большое влияние, по его собственным словам (эссе “Послевоенная литература”, “Послератна кн>ижевност”, 1929), на него оказала хорватская литература с ее повышенной восприимчивостью к западноевропейскому литературному опыту, критичностью к прошлому, вниманием к социальной и национальной проблематике. Среди хорватских писателей он особенно выделял М.Крлежу*, которого называл “великой личностью”, а также Т.Уевича, А.Б.Шимича*, Й.Кулунджича, Г.Крклеца. Произведения, напечатанные в журнале “Литературный юг” (стихотворение “Памяти Принципа”, несколько рассказов), имели выраженный социально-политический характер. В полемических статьях 1919-1921 Ц. относил себя к числу “левых”.Однако основные литературные произведения Ц. не вписывались в декларируемую им концепцию. В поэтическом сборнике “Лирика Итаки” (“Лирика Итаке”, 1920) яростное осуждение войны, отрицание патриотических мифов, сатирическое переосмысление традиционных жизненных понятий соединялись с мотивами экстатической устремленности в космические дали, с элегическими экскурсами в сербскую историю. Здесь уже появился мотив скитаний, ставший одним из важнейших в последующем творчестве Ц., - как метафора неприкаянности человека, осужденного на блуждания в земном “аду”, на изначальное проклятие исторической и личной судьбы. Философия, основанная на дуализме видимого и сущностного, бунт против грубой и страшной реальности, интуитивный поиск универсального жизненного содержания позволяют соотнести лирику Ц. с экспрессионистским искусством.В сходном ключе написан экспрессионистский манифест “Объяснение Суматры” (“објашњење Суматре”, 1920, как комментарий к появившемуся чуть ранее стихотворению “Суматра”). Здесь Ц. провозглашал наступление нового времени (“явилось новое вдохновение, новые мысли, новые законы, новая мораль”), которое требует и нового искусства (отрицание “царства академизма”, классических канонов красоты, традиции и т.д.). Выступая поборником свободного стиха, он объявлял его “чистой формой экстаза, точной картиной мысли и духовных переживаний”. “Суматраизм” (или, по его же собственным словам, “эфиризм”) - это “спиритуальная экспрессия мыслей и предчувствий”, уход в воображаемые заоблачные дали, в экзотические страны как возможный эмоциональный выплеск виталистической энергии и выражение отвращения к окружающей действительности. Экстатический экспрессионизм Ц. вступал в противоречие с декларируемыми им идеями политического активизма и социализма, хотя для него самого, по-видимому, тут не было противоречия: обыденная действительность заслуживала радикального переустройства.В психологическом “малом” романе “Дневник о Чарноевиче” (“Дневник о Чарнојевићу”, 1921) описание войны дается через субъективное восприятие молодого солдата, испытывающего к ней глубокое отвращение. Несмотря на ужас военных будней, герой не считает войну чем-то в корне отличным от мира. Мир - это равновесие “троглодитской” жизни, война - временное нарушение равновесия, но по существу эти два состояния одинаково бессмысленны и трагичны. Герой чувствует себя актером театра сумасшедших, где все по странному соглашению стремятся отказаться от естественных, разумных правил жизни и заменить их безжизненным, примитивным обрядом. Ему остается только “суматраизм”.Как и герой романа, сам Ц. ищет выход в искусстве, в его активистском, утопическом пафосе. В экспрессионистском ключе написаны “Рассказы о мужском” (“Приче о мушком”, 1920), поэма “Стражилово” (“Стражилово”, 1921). Возвышенная и романтическая любовь Ц. к родине находит выражение в поэме “Сербия” (“Serbia”, 1923). Но когда реакционная политическая действительность Югославского королевства начинает оказывать непосредственное, все более ощутимое давление на искусство и литературу, его активистский пафос постепенно захлебывается, а пессимизм перерастает в политический конформизм (что заставляет бывших товарищей по перу назвать его “предателем”). Как многие сербские интеллигенты в межвоенный период, он присоединяется к неопределенной виталистически-мистической национальной философии, однако в своем творчестве сосредоточивается на реалистическом осмыслении исторической судьбы своего народа.В межвоенный период Ц. работал журналистом влиятельных правительственных газетах “Политика” и “Време”. В 1929 вышла первая книга его исторического романа “Переселения” (“Сеобе”). В 1928-1929 и в 1935-1938 он служил атташе посольства Югославии в Берлине, в 1938-1941 - советником по печати в Риме, в 1941 - в Лиссабоне, в 1941-1945- в Лондоне. После войны жил в Лондоне как эмигрант. В 1962 вышел второй том романа “Переселения”. В 1965 Ц. возвратился на родину. В 1971 издал масштабный философский “Роман о Лондоне” (“Роман о Лондону”). Другие его крупные произведения - “У гиперборейцев” (“Код Хипербореца” - повествование о Риме, 1966), “Эмбахады” (“Ембахаде”- воспоминания из дипломатической жизни, 1967-1969), “Книга о Микельанджело” (“Кћига о Микел>анг)ело”, 1962-1977), эссе о крупных исторических личностях и событиях, путевые записки. В историю сербской литературы Ц. вошел как классик XX в., в чьем творчестве нашли органическое соединение историзм, реалистическая монументальность и субъективная лиричность, парадоксальная философская патетика.Соч.: Сабрана дела. Т. I-Х. Београд, 1966; [Стихотворения] // Антология сербской поэзии*. М., 2008.Лит.: Knjizevno délo M.Crnjanskog. Beograd, 1972; D2adzic P. Prostori srece u delu M.Crnjanskog. Beograd, 1976; БунацВ. Каменовани Црььански. Валево, 1986.М.Карасева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.