Чекрыгин, Василий Николаевич


Чекрыгин, Василий Николаевич
(18.01.1897, г. Жиздра, Калужской губернии - 03.06.1922, Москва)
   русский график и живописец. Выходец их мещанской среды. В 1910-1914 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (стипендиат премии им. И.Левитана). В 1914 совершил учебную поездку по Европе (Мюнхен, Вена, Париж, юг Франции). В 1915-1916 - обучался в военной школе и участвовал в I мировой войне.
   В творческом развитии Ч. прослеживаются два этапа, в совокупности измеряемые всего лишь восемью последними годами его короткой жизни. В период 1914-1920 молодой художник принимал участие в выставках авангарда в России вместе с футуристами, лучистами и примитивистами (московская “Выставка № 4”, 1914). Не случайными были его пробы в кубистической и “лучистской” живописи, а также попытка утвердить собственный метод “центризма” в отечественном авангарде. Согласно “центризму”, любой объект изображения должен помещаться живописцем строго в центре полотна и контекстуально соотноситься с макрокосмом.
   Ч. не мыслил себя вне начинавшегося процесса обновления русского искусства. После Октябрьской революции он работал в Комиссии по охране памятников искусства в Москве, участвовал в оформлении революционных празднеств в Москве и Киеве (1918-1919), преподавал рисунок в сокольническом “Доме искусства” в Москве, пробовал себя в области книжной иллюстрации и в сценографии (эскизы декораций к “Принцессе Турандот” К.Гоцци в московском Детском театре Генриэтты Паскар, 1920), был одним из основателей объединения художников “Маковец” и одноименного литературно-художественного журнала в Москве (1922).
   По воспоминаниям современников, Ч. в то же время довольно сдержанно отзывался об авангарде с его исходными формотворческими установками и предпочитал серьезно изучать классическое наследие, в первую очередь работы Джотто, Тинторетто, Леонардо да Винчи, Гойи, Рембрандта и, особенно, Эль Греко. Он мечтал вернуться к истокам духовности произведений этих мастеров, к масштабным надмирным образам. “Время мое не пришло, но оно близится, конечно, все это пахнет очень не мелким, а огромным и значительным для России”, - писал Ч. еще в 1914. Одним из ранних свидетельств подобных размышлений стала картина “Мучительное” (1913), сопровождавшаяся характерным комментарием: “И времени больше не будет. Апокалипсис. Претворение материи в дух. Написана автором 17-ти лет [...] в часы духовного озарения и подъема”. В конспектах несостоявшихся лекций для ВХУТЕМАСа (конец 1920- начало 1921) был намечен глубокий анализ памятников египетского, мексиканского, африканского, античного и древнерусского искусства.
   Толчком к полновесной творческой реализации Ч. стало его знакомство в 1921-1922 с капитальным трудом Н.ФедороваФилософия общего дела” и публикациями К.Циолковского, посвященными природе космоса. В отличие от обоих ученых, Ч. значительно заострил и углубил мистический подтекст представления о Вселенной, ее бесконечного пространства и времени, фатальной зависимости от нее человека и необратимости планетарных катаклизмов. Этому во многом способствовал пессимизм, нараставший в нем в годы I мировой войны, гражданской войны в России и голода в Поволжье. “Надежда? Что же надежда - впереди то же, что позади. А у меня всегда были сумерки и даже ночь, когда ничего нельзя разобрать. С каждым днем меньше веры в людей”. Художника не покидало предчувствие собственной ранней смерти.
   В последние полтора - два года жизни Ч. вынашивал замысел грандиозного фрескового цикла на тему связи человечества со Вселенной, создав около полутора тысяч рисунков и более десятка полотен в качестве предварительной пробы сил. Во фреске художника привлекала возможность гораздо более масштабного пространственно-временного охвата исторических событий, многоаспектных трактовок любой темы.
   Судя по названиям графических циклов (“Восстание”, 1920, “Воскрешение”, “Оргия”, 1921, “Переселение в космос”, 1921/22), Ч. не думал о прямой их проекции на современность; напротив, интерпретация отдельных актуальных тем приобретала у него вселенский масштаб и толкование (серии “Расстрел”, 1921 и “Голод в Поволжье”, 1922, рисунок “Революция”, 1920). Художник изображал головы животных и людей, человеческие фигуры или сложные композиции, и в любом случае человек у него оказывался растворяемым в космическом хаосе, полностью подчиненным ему (“Голова лошади и раб”, “Композиция с полураздетой женской фигурой”, “Ночная композиция со светящимися фигурами”, “Стенька Разин” и др.). Его творчество носило визионерский характер. По свидетельству художника Л.Жегина, Ч. утверждал, что во время работы “...не он сам, а кто-то другой водит его рукой - ему приходится лишь доделывать и исправлять "недосмотры". Такое вторжение чьей-то воли он считал греховным”.
   Профессиональный почерк Ч. оставался классическим и в чем-то перекликающимся с духом и содержательностью рисунков Рембрандта и Гойи. Рисуя в основном углем, он умел извлекать максимум выразительности из контрастного сопоставления черного и белого цветов или, напротив, подчеркивать их тяготение друг к другу с помощью сложно нюансированной тоновой гаммы. Как живописец он был способен добиваться колористического максимума из двух-трех красок, особенно охры, киновари и белил (“На одной охре могу разыграть целую симфонию”).
   Творчество Ч. оборвалось на пороге его расцвета, тем не менее, молодой мастер успел продемонстрировать глубокое понимание современных проблем действительности, а его творчество осталось уникальным явлением в русском искусстве XX столетия.
   Произв.: “Оргия”, 1921; “Воскрешение мертвых”, 1921/22; “Переселение в космос”, 1921/22. Отдельные рисунки: “Автопортрет”, 1918; “Вакханка”, 1920; “Дама в черной шляпе”, 1922; “Композиция с читающим стариком”, 1922; “Голова раба”, 1922; “Композиция с летающим архангелом”, 1922 и др.
   Лит. : Чекрыгин В. Наш пролог // Маковец. 1922. № 1; Чекрыгин В. О намечающемся новом этапе общеевропейского искусства // Маковец. 1922; Василий Николаевич Чекрыгин. 1897-1922. Рисунки. Каталог выставки в ГМИИ. М., 1969; Жегин Л.Ф. Воспоминания о В.Н.Чекрыгине // Панорама искусств. Вып. 10. М., 1987.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Чекрыгин, Василий Николаевич" в других словарях:

  • ЧЕКРЫГИН Василий Николаевич — (1897 1922) российский художник. Духовный основоположник общества Маковец . Пройдя через футуризм, вернулся к традиции символизма, создав в 1921 22 большой цикл рисунков углем Воскрешение мертвых , идейно связанный с философией Н. Ф. Федорова.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чекрыгин Василий Николаевич — (1897 1922), живописец и график. Прошёл через увлечение футуризмом, вернулся к традициям символизма, создав в 1921 22 большой цикл рисунков углём «Воскрешение мёртвых», идейно связанный с философско утопическими воззрениями Н. Ф. Фёдорова. Мечтал …   Энциклопедический словарь

  • Чекрыгин, Василий Николаевич — (1897 1922) живописец. Учился живописи в иконописной школе Киево Печерской лавры и в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Продолжал художественное образование за границей. Организатор и теоретик художественного общества "Искусство… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Чекрыгин, Василий Николаевич — Василий Чекрыгин Василий Чекрыгин, автопортрет …   Википедия

  • Чекрыгин Василий Николаевич — Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… …   Википедия

  • Василий Николаевич Чекрыгин — Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… …   Википедия

  • Чекрыгин, Василий — Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… …   Википедия

  • Чекрыгин — Чекрыгин  фамилия. Известные носители: Чекрыгин, Александр Иванович (1884 1942)  артист балета, педагог, балетмейстер. Чекрыгин, Василий Николаевич (1897 1922)  русский живописец, график. Чекрыгин, Иван Иванович (1880 1942) … …   Википедия

  • Василий Чекрыгин — Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… …   Википедия

  • Чекрыгин В. — Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.