Чокор, Франц Теодор


Чокор, Франц Теодор
(Csokor, Franz Theodor)
(06.09.1885, Вена, Австро-Венгрия - 05.01.1969, Вена, Австрия)
   австрийский драматург, поэт, прозаик, театральный деятель. Сын профессора медицины (по происхождению из Сербии), с 1905 изучал историю искусства и германистику в Вене. После первых стихотворных опытов (1909), собранных в сборнике экспрессионистски окрашенных исторических баллад “Роковые силы” (“Die Gewalten”, 1912), обратился к драматургии, сначала как автор одноактных пьес “Жертва” (“Das Opfer”, 1912), “Термидор” (“Thermidor”, премьера в 1912 в Будапеште) и “Огонь” (“Feuer”, премьера в 1913 в Санкт-Петербурге); неоднократно выступал как режиссер (в том числе при постановках собственных пьес).
   Этапное значение для своего творчества Ч. придавал поездке в Санкт-Петербург в 1912-1913 и особенно знакомству с Н.Евреиновым, “создателем кабаре "Кривое зеркало" и русским теоретиком и практиком монодрамы - русской формы экспрессионизма, появившегося там уже с 1910 года” (“Моя встреча со славянскими писателями”, “Meine Begegnung mit slawischen Schriftstellern”, написано на рубеже 1940-1950-х).
   Как режиссер Ч. активно разрабатывал приемы, теоретически сформулированные Н.Евреиновым в трактате “Введение в монодраму” (1908, опубликован в 1909) и воплощенные в его пьесах “Представление любви” (1910) и особенно в монодраме “В кулисах души” (поставлена в 1912 в театре “Кривое зеркало”), ставшей “одной из первых "фрейдистских" русских пьес”, где “расщепление личности материализовано в трех "я"- ее рациональном, эмоциональном и подсознательном началах” (О.Купцова). В 1914 Ч. сделал перевод монодрамы “В кулисах души” на немецкий язык, сопроводив его собственными режиссерскими указаниями, в которых разрабатывается техника сценического воплощения “расщепленного я” (премьера состоялась в 1920 в Вене). Модернизируя австрийскую драму и театр, Ч. разрабатывал прежде всего приемы преодоления натурализма (жизнеподобия) и опирался на А.Стриндберга*, Г.Кайзера*, Л.Пиранделло* и др.
   В годы I мировой войны Ч. был офицером австрийской армии, воевал на разных фронтах. В 1923-1927 работал штатным лит-сотрудником и режиссером в театрах Вены. В 1933 на конгрессе ПЕН-клуба в Дубровнике выступил против преследования писателей в нацистской Германии и был там запрещен. В 1938 эмигрировал из Австрии (жил в Польше, Румынии, Югославии, Италии). В 1946 вернулся в Вену, 1947-1967 - президент австрийского ПЕН-клуба, с 1967 вице-президент Международного ПЕН-клуба, лауреат многих австрийских премий.
   Из тридцати драм и драматических фрагментов, написанных Ч., около десяти непосредственно соотносятся с экспрессионизмом. Среди них: “Древо познания” (“Der Baum der Erkenntnis”, 1916, опубликована 1919, премьера в 1924, Линц), в которой история человечества обыгрывается как метафорическое развертывание библейского сюжета в семи “происшествиях” (“Begebenheiten”), изображающих трагический дуализм человечества, обреченного на извечное противостояние мужского и женского начал. В пьесе заметно воздействие книги О.Вайнингера “Пол и характер”, 1903, а также интерпретации этой проблематики у О.Кокошки* в драме “Убийцы - надежда женщин” (“Mörder, Hoffnung der Frauen”, 1911). Будущая перспектива человечества метафорически ставится в зависимость от его способности примирить и гармонизировать это родовое противоречие. В драме “Красная улица” (“Die rote Strasse”, 1917, опубликована 1918, премьера в 1921, Брюнн) эта проблема получает дальнейшее развитие в четырнадцати метафорических “картинах”, раскрывающих метафизическую диалектику противоречий между “он” и “она” в движущемся условно-историческом контексте. Близки экспрессионизму и “Грех против духа” (“Die Sunde wider den Geist”, премьера в 1919, Вена), “Баллада о городе” (“Ballade von der Stadt”, 1922, опубликована в 1928, поставлена как радиопьеса в 1929, Вена). Но использование приемов экспрессионизма заметно и в некоторых других, в том числе более поздних пьесах: “Третье ноября 1918” (“Dritter November 1918”, 1923-1936, опубликована 1936, премьера в 1937 в Бургтеатре) и драмы о популярном среди экспрессионистов Г.Бюхнере “Общество прав человека” (“Gesellschaft der Menschenrechte”, премьера в виде радио-пьесы 1927, опубликована в 1929, премьера в 1929, Мюнхен). Попытки разработать сценическую технику, позволяющую выразить “противостояние изолированного "я" и отчужденного от него мира” (П.Сонди) обретают в последующем творчестве Ч. социально-критическую окраску. Хотя в формальном плане сценические поиски драматурга подводят его очень близко к приемам эпического театра Брехта*, очевидно, что социальная критика Ч. не переступала границы его католического и монархического миросозерцания и сохраняла - экспрессионистскую в своей основе - веру в возможность возвращения “разорванного” человека к самому себе через акт духовного обновления, достижимого с помощью искусства, но не в результате социальной и политической борьбы.
   После II мировой войны Ч. опубликовал драму о югославских партизанах “Блудный сын” (“Der verlorene Sohn”, написана в 1943, напечатана в 1947), которую вместе с драмами “Третье ноября 1918” и “Оккупированная область” (в основе сюжета последней - восстание горняков в Руре в 1922-1923; “Besetztes Gebiet”, 1930, премьера в 1930 в Мюнхене) объединил в “Европейскую трилогию” (“Europaische Trilogie”, 1952). В 1954 он издал “трилогию поворотной эпохи” “Олимп и Голгофа” (“Olymp und Golgotha. Trilogie einer Weltwende”), где в драмах “Калипсо” о борьбе югославских партизан (“Kalypso”, написана в 1944, опубликована в 1946), “Вдова Цезаря” (“Caesars Witwe”, 1954, поставлена в Вене в 1955) и “Пилат” (“Pilatus”, поставлена в Кёльне в 1952, опубликована в Вене в 1954) стремился раскрыть всемирно-исторический смысл событий от убийства Цезаря до распятия Иисуса Христа. К числу творческих удач Ч. относятся также его романы и эссеистика. Ч. как драматург считается важнейшим представителем австрийского экспрессионизма на театральной сцене.
   Соч.: Europäische Trilogie. Wien, 1952; Olymp und Golgotha. Hamburg, 1954; Auf fremden Straßen 1939-1945. München; Wien; Basel, 1955; Der Schlüssel zum Abgrund. Hamburg; Wien, 1955; Auch heute noch nicht an Land. Briefe und Gedichte aus dem Exil / Hg. F.R.Reiter. Wien, 1993. Избранные пьесы; M., 1978.
   Лит.: Wimmer Р. Der Dramatiker Franz Theodor Csokor. Innsbruck, 1981; Klaus H. Franz Theodor Csokor. Stuttgart, 1988; Immer ist Anfang. Der Dichter F.T. Csokor / Hg. J.P.Strelka. Bern; Frankfurt a. M., 1990; Franz Theodor Csokor. 1885-1969. Lebensbilder eines Humanisten / Hg. U.N.Schulenburg. Wien; München, 1992; Kucher P.-H. “Die Wollust der Kreatur gemenget mit Bitterkeit”. Versuch über den vergessenen Expressionisten Franz Theodor Csokor// Expressionismus in Österreich. Die Literatur und die Künste / Hg. K.Amann und A.A.Wallas. Wien; Köln; Weimar, 1994.
   А.Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Чокор, Франц Теодор" в других словарях:

  • Чокор Франц Теодор — (Csokor) (1885 1969), австрийский писатель. В 1938 46 в антифашистской эмиграции. В центре пьес «3 ноября 1918» (1936), «Генерал Господа» (1939), романа «Ключ от бездны» (1955)  проблемы философии истории, рассматриваемой Чокором с позиций… …   Энциклопедический словарь

  • ЧОКОР Франц Теодор — ЧОКОР (Csokor) Франц Теодор (1885—1969), австрийский писатель. В 1938—46 в эмиграции. Пьесы, в т. ч. «Европейская трилогия» (т. 1—3, 1930—47), «Человек и власть» (т. 1—3, 1934—40), «Олимп и Голгофа» (т. 1—3,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ЧОКОР (Csokor) Франц Теодор — (1885 1969) австрийский писатель. В центре пьес 3 ноября 1918 (1936), Генерал господа (1939), романа Ключ от бездны (1955) проблемы философии истории с позиций гуманизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чокор Ф. Т. — ЧÓКОР (Csokor) Франц Теодор (1885–1969), австр. писатель. В 1938–46 в антифаш. эмиграции. В центре пьес 3 ноября 1918 (1936), Генерал гóспода (1939), ром. Ключ от бездны (1955) и др. произв. – проблемы философии истории,… …   Биографический словарь

  • Csokor, Franz Theodor —    см. Чокор, Франц Теодор …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Малер-Верфель, Альма — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шиндлер. Альма Малер Верфель на фотографии 1899 г. Альма Мария Малер Верфель (нем. Alma Maria Mahler Werfel, урождённая Шиндлер (нем. Schindler), 31 августа 1879 …   Википедия

  • Малер, Альма — Альма Шиндлер, ок.1900 Альма Мария Малер Верфель (нем. Alma Maria Mahler Werfel, урождённая Шиндлер (нем. Schindler), 31 августа 1879, Вена  11 декабря 1964, Нью Йорк)  австрийская деятельница искусства и литературы, известная личность на… …   Википедия

  • Малер-Верфель — Малер Верфель, Альма Альма Шиндлер, ок.1900 Альма Мария Малер Верфель (нем. Alma Maria Mahler Werfel, урождённая Шиндлер (нем. Schindler), 31 августа 1879, Вена  11 декабря 1964, Нью Йорк)  австрийска …   Википедия

  • Малер-Верфель Альма — Альма Шиндлер, ок.1900 Альма Мария Малер Верфель (нем. Alma Maria Mahler Werfel, урождённая Шиндлер (нем. Schindler), 31 августа 1879, Вена  11 декабря 1964, Нью Йорк)  австрийская деятельница искусства и литературы, известная личность на… …   Википедия

  • Шиндлер, Альма — Альма Шиндлер, ок.1900 Альма Мария Малер Верфель (нем. Alma Maria Mahler Werfel, урождённая Шиндлер (нем. Schindler), 31 августа 1879, Вена  11 декабря 1964, Нью Йорк)  австрийская деятельница искусства и литературы, известная личность на… …   Википедия

Книги



We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.